"История развития физики" выполняет функции итоговой, интегрирующей дисциплины, завершающей общеобразовательную программу по физике.
Необходимость введения такого курса, по мнению Я.Г. Дорфмана, состоит в том, что "физика нашего времени не может быть понята и осознана во всей своей глубине без изучения ее исторических основ и корней, без научного анализа условий, определяющих ход ее развития на отдельных исторических этапах".
Научная и учебная литература на русском языке по истории физики достаточно обширна. Наиболее известны учебные пособия П.С. Кудрявцева, Б.И. Спасского, Я.Г. Дорфмана. Большое количество исторических фактов о физике и ее развитии, о физиках имеется в мемуарной литературе известных ученых , монографиях, посвященных отдельным вопросам истории физики. Исторически значимы, как фактический материал, работы, которые отмечены Нобелевскими премиями по физике, химии, и лекции нобелевских лауреатов. Интересны и полезны обзорные статьи в научных журналах об актуальных проблемах современной физики, подобные работе В. Л. Гинзбурга.
В последние годы история физики частично нашла отражение в учебной литературе по курсу "Концепции современного естествознания", в которой современная естественнонаучная картина мира представлена в основном на ретроспективе развития физики.
Определим основные понятия, которые являются ключевыми для данного курса.
Концепция (от латинского слова conceptio – понимание, система) – система основополагающих взглядов на те или иные явления; способ их рассмотрения, понимания; руководящая, основная идея для их систематического освещения.
Естествознание – система наук о природе, рассматриваемых в единстве, как целое. Являясь частью научного знания вообще (наряду с науками об обществе и мышлении), оно само может быть разделено (весьма условно) на физику, химию, биологию, комплекс наук о Земле (география, геология, океанология и т. д.) и астрономию. Зачастую к этому списку добавляют математику, хотя будучи очень важным средством количественного описания природы различных объектов, она, строго говоря, не является наукой о природе.
Основными предметами естествознания являются движущаяся материя во всем многообразии ее форм на всех структурных уровнях существования и организации, а так же пространство и время.
Материя существует в двух формах – вещество и поле. На уровне элементарных частиц между этими формами нет непроходимой границы: вещество может превращаться в поле, а поле в вещество. Например, при взаимодействии частицы с античастицей они могут аннигилировать, т. е. совсем исчезнуть, но при этом создать квант соответствующего поля. И наоборот, квант достаточно сильного поля может породить пару – частица/античастица (в присутствии третьей частицы).
Высшей целью естествознания является нахождение объективных свойств всех материальных объектов в природе, закономерностей их взаимодействия и взаимопревращений, т. е. чистое знание.
Другой важной целью естествознания является раскрытие возможностей использования в практике выявленных свойств материи, закономерностей ее движения, сил и процессов, протекающих в природе.
Естествознание - это центральная и крупнейшая часть науки вообще. Можно дать несколько определений науки. С одной стороны, наука – это одна из форм общественного сознания, сфера духовной деятельности, основной функцией которой является выявление объективных знаний об окружающей действительности. (Объективных – это значит не зависящих от методов исследования, точки зрения исследователя, отношения субъекта, т. е. отдельно взятого человека, к предмету исследования). Наука – это и совокупность накопленных результатов, это и социальный институт со своей инфраструктурой, сообществом высокопрофессиональных специалистов, а в последние десятилетия - и важнейшая часть производительных сил общества.
Функцией прикладной (отраслевой) науки является освоение и адаптация результатов, полученных фундаментальной наукой, к практическим потребностям общества, разработка новых технологий, материалов, изделий на их базе и внедрение этих разработок в производство, быт. Опытно-конструкторские и проектные работы, выполняющиеся в соответствующих институтах и бюро, проектируют оборудование, целые цеха и производства, разрабатывают техническую документацию на новые изделия, технологические процессы и т. д. Опытные (экспериментальные) производства изготавливают пилотные образцы продукции, оборудование для новых технологий и т. п., а также доводят их в процессе опытной эксплуатации до готовых к серийному производству, устраняя непринципиальные недостатки и ошибки в документации, технологии и т. д. Наконец, серийное производство занято изготовлением большого количества продукции по отработанным чертежам и технологиям.