Программой  9 класса, где изучается химия элементов, предусмотрено всего 2 часа в неделю, за отведенное  время можно изучить только основные сведения об элементах, их соединениях, показать приёмы решения некоторых задач.

Целью данного курса является удовлетворение запросов тех учащихся, кто собирается выбрать себе профессию, в той или иной мере связанную с химией. Программа дает возможность на основе углубленного изучения материала  использовать приобретённые знания и умения в дальнейшей жизни.

Курс призван решить следующие задачи:

- способствовать созданию положительной мотивации обучения в химико-биологическом профиле;

- знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы химико-биологического профиля;

- восполнить пробелы предыдущей подготовки за счёт глубокого погружения в материал.

Углубление происходит за счёт введения в программу курса темы «Водород. Гидриды. Пероксид», понятий об озонидах, полисульфидах и тиосульфатах, подробного изучения окислительных свойств серной и азотной кислот, в том числе – неметаллов, галогенидов фосфора и кислородных соединений галогенов, а также решение задач повышенной сложности.

С целью прочного усвоения знаний программой курса предусмотрено выполнение практических работ по прилагаемой инструкции, подобраны упражнения разного уровня сложности и четырёхуровневые карточки с контрольными заданиями по каждой теме.

При изучении курса учащиеся научатся:

1)      давать полную общую характеристику элементам не только главных, но и побочных подгрупп;

2)      характеризовать состав, строение и свойства простых и сложных веществ, образованных некоторыми элементами ПСХЭ Д.И.Менделеева на более высоком уровне;

3)      решать задачи разного уровня сложности, в том числе повышенного;

4)      выполнять практические задания, не предусмотренные программой.

Программой курса предусмотрены формы контроля: дифференцированные контрольные работы, разработка проектов и написание рефератов.

 Оценивание эффективности прохождения курса осуществляется по шкале: «зачёт» - правильное выполнение 75% заданий карточки дифференцированного контроля, «незачёт» - правильное выполнение менее 75% заданий карточки.

Этот курс рассчитан на преподавание в лицее в классно-урочной форме, а также в форме дистанционного обучения в сетевом взаимодействии с сельскими школами. При этом используются мультимедийные средства обучения: «1С: Репетитор. Химия».

       

 При изучении данного курса будет применяться технология уровневой дифференциации и проектная деятельность.

 

                                   

Учебно - тематический план

    

№п/п

Т е м а

Всего

Лекции

Практические

занятия

Практические

работы

Контроль

(проект)

1.

Характеристика водорода и его соединений.

3

2

1

 

 

2.

Галогены. Соединения галогенов

6

2

2

1

1

3.

Кислород. Сера

и её соединения

5

2

1

1

1

4.

Подгруппа азота.

 

6

2

2

1

1

5.

Углерод, Кремний и их соединения.

 

5

1

2

1

1

6.

Металлы главных подгрупп

1 – 3 групп.

 

5

2

3

 

1

7

Металлы побочных подгрупп: железо, хром.

 

3

1

2

 

8.

Итоговое занятие.

1

 

 

 

(1)

 

Всего

34

 

 

 

 

 

Содержание

 

Т е м ы       з а н я т и й

Форма проведения

 

 

1 блок

Водород. Положение в ПСХЭ, изотопы, распространённость в природе. Физические и химические свойства. Водород как окислитель и восстановитель. Гидриды. Амфотерные свойства воды. Пероксид водорода.

Выполнение упражнений и решение задач.

 

 

Лекция

 

Практ. занятие.

2 блок

Лабораторные способы получения галогенов. Взаимодействие галогенов со сложными веществами. Кислородсодержащие кислоты галогенов и их соли. Их участие в ОВР.

Выполнение упражнений, решение задач по теме.

 

 

Лекция

 

Практ. занятие

3 блок

Аллотропные модификации кислорода. Озон как окислитель. Восстановительные свойства сероводорода. Полисульфиды. Тиосульфаты. Окисление концентрированной серной кислотой неметаллов.

Выполнение упражнений и решение задач по теме.

 

 

Лекция

 

 

 

Практ. занятие

4 блок

Р - элементы  5 группы

Окислительно-восстановительные свойства соединений азота. Особенности взаимодействия азотной кислоты  с металлами и неметаллами. Оксиды фосфора и фосфорные кислоты, получение и свойства.

Выполнение упражнений и решение задач по теме.

 

 

 

 

Лекция

 

Практ. занятие

5 блок

Р-элементы 4 группы

Взаимодействие углерода и кремния с простыми и сложными веществами. Окислительно-восстановительные свойства оксидов углерода. Карбиды и силициды.

Выполнение упражнений и решение задач по теме.

 

 

Лекция

 

 

Практ. занятие

6 блок

Металлы

Оксиды, пероксиды, надпероксиды щелочных металлов. Бор и его соединения: получение свойства, применение.

Хром, цинк, медь и их соединения. Понятие о комплексных солях.

Выполнение упражнений и решение задач по теме.

 

 

 

Лекция

 

Практ. занятие.

 

Итоговое занятие – защита проектов и рефератов.

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя

 

1.     Н.Л.Глинка. Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для вузов. - Л.; Химия, 1984.

2.     Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин, В.А.Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. - М.; Экзамен, 2002.

3.     Р.А. Лидин и др. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.; Дрофа, 2001.

4.     В.С.Полосин. В.Г.Прокопенко. Практикум по методике преподавания химии. Учебное пособие для студентов. – М.; Просвещение, 1989.

5.     И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.; «Издательство Новая волна», 1997.

6.     Г.П.Хомченко. Задачи по химии для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.; Высшая школа, 1986.

 

            

 

 

Литература для учащихся

 

1.     С.В.Альтшулер и др. Открытие химических элементов. – М.; Просвещение, 1980.

2.     А.И.Гридчин, С.А.Гридчин. Элементы мироздания. – Воронеж. Центрально-Чернозёмное книжное издательство , 1985.

3.     О.М.Ольгин. Опыты без взрывов. – М.; Химия, 1986.

4.     Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся в 2-х частях. – М.; Просвещение, 1983.

 

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz