Концепция
открытого и дистанционного обучения
Определения
Не существует единого
определения открытого и дистанционного обучения.Скорее, существует
много подходов к определению данного термина. Во многих определениях,
однако, выделяются следующие характеристики:
-
разделение
преподавателя и учащегося во времени или пространстве, или же
и во времени, и в пространстве одновременно;
-
признание учебным
заведением: процесс обучения признается или сертифицируется
каким-либо образовательным учреждением или организацией. Такой
тип обучения отличается от самообучения — собственными силами, без
официального признания со стороны учебного заведения;
-
использование
учебно-методических материалов, разработанных с применением
различных медиа, включая печатные материалы, радио и телевизионные
передачи, видео- и аудиокассеты, компьютерных программ
и телекоммуникаций. Учебные материалы курса обычно перед использованием
проходят предварительное тестирование и апробацию;
-
двусторонняя
коммуникация, которая делает возможным взаимодействие учащихся и тьюторов
и отличается от пассивного восприятия транслируемой через сети вещания
информации. Коммуникация может быть синхронной или асинхронной;
-
возможность очных
встреч для проведения тьюториалов, взаимодействия учащихся друг
с другом, занятий в библиотеках, проведения лабораторных или
практических сессий; и
-
индустриальная
организация: это означает, что при проведении крупномасштабного
открытого и дистанционного обучения имеет место разделение труда,
различные задания поручаются различным сотрудникам, которые вместе
работают в команде разработчиков курса.
Различные типы открытого
и дистанционного обучения
Термин открытое
и дистанционное обучение и его определения являются сравнительно новыми
в сфере образования, так как они получили распространение лишь в последние
15-20 лет. Язык и термины, используемые для описания
деятельности в области дистанционного обучения, все еще неоднозначны,
и географические различия в их использовании, например, между
их использованием в Северной Америке и Европе — усиливают эту
неоднозначность. Среди наиболее часто используемых терминов, относящихся
к открытому и дистанционному обучению, можно назвать следующие:
корреспондентное образование, домашнее обучение, самостоятельное обучение,
внешнее обучение, непрерывное обучение, дистанционное обучение,
самообучение, обучение взрослых, обучение с опорой на технические средства,
или опосредованное обучение, обучение с фокусировкой на учащемся, открытое
обучение, открытый доступ, гибкое обучение и распределенное обучение.
Корреспондентное
образование, домашнее обучение и самостоятельное обучение
Корреспондентное
образование, домашнее обучение и самостоятельное обучение — это термины
и методы дистанционного обучения, которые:
-
существуют уже более ста
лет;
-
основаны на использовании
автономных материалов для самообучения — учащимся нет необходимости для
обучения покидать свои дома;
-
часто опираются
на использование печатных материалов и коммуникацию посредством почтовой
службы или телефона. Но они могут, однако, использовать и целый ряд
разнообразных средств для установления контакта между тьютором
и учащимся, включая почтовую связь, телефон, видео и аудиокассеты,
электронную почту, а также телевизионное и радиовещание.
Многие университеты Северной
Америке последние 15 лет переименовывали свои программы корреспондентного
образования, давая им более современные названия, такие как открытое
и дистанционное обучение или самостоятельное обучение.
Внешнее (external) обучение,
или обучение экстерном.
Термин внешнее обучение:
-
применим к такому
обучению, которое осуществляется вне основной территории учебного
заведения, например, в аудитории, находящейся за пределами кампуса;
-
предусматривает
разнообразие средств доставки, включая аудио- и видеосредства,
компьютерные конференции или домашнее обучение.
Во многих университетах
и учебных заведениях, таких как Университет Намибии, имеются Центры внешнего
обучения, на которые возлагается ответственность за составление программ
открытого и дистанционного обучения.
Продолженное обучение
Термин продолженное обучение:
-
обычно относится
к обучению, где не применяется система зачетов (кредитов);
-
относится к курсам,
которые могут читаться либо на территории кампуса, либо дистанционно;
-
имеет много значений.
В Университете Ботсваны,
например, имеется Отделение дистанционного обучения, которое является частью
университетского Центра продолженного обучения.
Дистанционное преподавание (teaching)
Термин дистанционное
преподавание:
-
относится только
к половине формулы открытого и дистанционного образования: открытое
и дистанционное образование охватывает не только обучение как
преподавание (teaching), но и обучение как самостоятельное изучение(learning);
-
подчеркивает скорее роль
преподавателя, чем системы.
Самообучение
Термин самообучение
относится к процессу, при котором:
-
этап за этапом, через весь
процесс обучения учащийся следует учебно-методическим
материалам;
-
упражнения для самооценки
имеют центральное значение;
-
обучение может проводиться
с помощью печатных материалов либо с помощью компьютера.
Многие языковые учебные
заведения предлагают учащимся наборы для самообучения, в которые входят
печатные материалы и аудиокассеты. Обучение с помощью компьютерных программ
или Интернета часто является полностью самоуправляемым.
Обучение взрослых
Термин обучение взрослых:
Обучение, основанное
на технологиях, или опосредованное обучение
Термин обучение, основанное
на технологиях:
-
относится к системам
преподавания и обучения, где главную роль играют высокотехнологичные
нетипографские средства;
-
осуществляется в двух
основных формах: автономное (например обучение с помощью компьютера
и обучение под руководством компьютера) и с помощью конференций
(например, аудио-, видео- и компьютерных).
Примеры: Университет
о-вов Вест-Индия использует аудиоконференции для
связи между своими кампусами и учебными центрами. Курсы открытого
и дистанционного обучения для получения степени, предлагаемые Университетом
г. Атабаска (Канада) и Открытым университетом Великобритании в качестве
основного средства предоставления обучения используют компьютерные
конференции. Университет Гайаны Института дистанционного и продолженного
обучения использует телеконференции, а Информационная сеть открытого
обучения в Канаде проводит курсы посредством Всемирной паутины.
Обучение, ориентированное
на учащегося (learner-centred)
При обучении, ориентированном
на учащегося, главным являются неприкосновенность и свобода личности.
Поэтому преподавание и обучение здесь предполагают:
-
гибкий график занятий;
-
свободное обсуждение целей
и содержания обучения;
-
свободное обсуждение
методов обучения;
-
свободное обсуждение
методов оценки;
-
выбор механизмов
поддержки.
Открытое обучение
Педагогическая доктрина
открытого обучения в центр ставит предоставление учащимся возможности
выбора:
-
среды и медиа — печатных,
онлайновых, телевизионных или видео;
-
места обучения — дома,
на рабочем месте, в учебном заведении;
-
темпа обучения — с четко
заданным темпом или не имеющим четкой структуры;
-
механизмов поддержки —
помощь тьюторов по требованию, аудиоконференции или обучение с опорой
на компьютер;
-
моментов начала
и завершения.
Многие учреждения используют
этот термин в своих наименованиях: Открытый университет Великобритании;
Колледж открытого доступа и Институт открытого обучения Чарльза Стёрта,
Австралия; Информационная сеть открытого обучения и Организация открытого
обучения, Канада; Национальный открытый университет Индии имени Индиры
Ганди; Открытый университет Шри-Ланки.
Открытый доступ
Термин открытый доступ
предполагает отсутствие:
-
официальных вступительных
требований;
-
необходимости наличия
аттестатов, дипломов как предварительного условия поступления;
-
вступительных экзаменов.
Гибкое обучение
Термин гибкое обучение
подчеркивает создание условий, характеризующихся следующими особенностями:
-
слияние методов открытого
и дистанционного обучения, обучения с использованием медиа и классных
занятий;
-
учащийся ставится в центр
процесса обучения;
-
признание наличия
разнообразия стилей обучения и потребностей учащихся;
-
признание важности
объективности при составлении программ обучения и в педагогике;
-
использование большого
разнообразия источников и средств обучения;
-
формирование умений
и стремления к «обучению через всю жизнь» у учащихся и преподавателей;
Распределенное обучение
Термин распределенное
обучение:
-
обращает внимание на само
обучение как таковое, а не на тип используемой методики или же
разделение преподавателя и учащегося;
-
делает возможным обучение
вне стен классов;
-
при условии сочетания
с обучением в классе принимает форму гибкого обучения
Континуумы времени и места
Различные программы открытого
и дистанционного обучения могут быть расположены в пределах двух
континуумов: континуума времени и континуума места. Один предел континуума
места: все учащиеся и их тьютор или наставник собраны в одном месте,
другой предел: всех учащиеся и их тьютор или наставник находятся в разных
местах. Во временном континууме на одном его пределе — все учащиеся и их тьютор
или наставник взаимодействуют в режиме «реального времени», т. е. синхронно,
а на другом пределе — все учащиеся и их тьютор или наставник взаимодействуют
в разное время.
Приводимая ниже таблица
показывает, как пересекаются эти два континуума. Координаты их пересечения
соответствуют четырем сценариям открытого и дистанционного обучения.
Большинство провайдеров открытого и дистанционного обучения используют
комбинацию данных четырех сценариев.
Сценарии для открытого
и дистанционного обучения
|
В одно время |
В разное время |
В одном месте |
Преподавание в аудитории,
консультации и семинары, при очном общении, практические занятия
и занятия в школах с общежитиями. |
Центры с учебными
ресурсами, которые учащиеся могут посещать в свое свободное время. |
В разных местах |
Аудио и видеоконференции;
телевидение с односторонними видеопередачами; двустороннее
использование аудиозаписей; радио с возможностью получать ответы
от учащихся; общение по телефону и консультации. |
Занятия на дому,
конференции с помощью компьютера, консультационная поддержка
по электронной почте, общение по факсимильной почте. |
Системы открытого
и дистанционного обучения
Преимущества открытого
и дистанционного обучения
Открытое и дистанционное
обучение предоставляет ряд преимуществ как преподавателям, так и учащимся,
создавая различные возможности для обучения. Открытое и дистанционное
обучение преодолевают барьеры расстояния и времени, создающие проблемы для
традиционного обучения.
Преодоление физической
удаленности
Открытое и дистанционное
обучение помогает преодолевать трудности, связанные с физической
удаленностью, которые испытывают:
-
учащиеся, проживающие
в удаленных районах, которые не могут или не хотят физически
присутствовать на занятиях в стенах учебного заведения;
-
учащиеся и преподаватели,
географически удаленные друг от друга, так, преподаватели, проживающие
в городских районах, могут консультировать учащихся, проживающих
в сельских районах.
Решение проблем времени
и проблем, связанных с расписанием занятий
Открытое и дистанционное
обучение может решить проблемы времени и проблемы, связанные с расписанием
занятий, для:
-
групп потребителей,
которые не хотят или не могут часто собираться вместе;
-
учащихся, одновременно
работающих на условиях полной или частичной занятости;
-
людей, ограниченными
в своих действиях семейными или общественными установками
и обязательствами.
Решение проблемы
ограниченного количества мест
Открытое и дистанционное
обучение решает проблему нехватки мест в условиях:
Решение проблем
малочисленных или географически рассредоточенных наборов учащихся
на обучение
Открытое и дистанционное
обучение решает проблемы:
Эффективное использование
ограниченных преподавательских кадров
Открытое и дистанционное
обучение позволяет эффективно использовать малочисленные преподавательские
кадры в условиях, когда:
-
имеется недостаточное
количество обученных преподавателей относительно спроса на преподавание;
-
преподаватели
географически сосредоточены в одном месте;
-
не хватает преподавателей
определенной квалификации.
Учет культурных, религиозных
и политических аспектов.
Открытое и дистанционное
обучение позволяет учитывать имеющиеся отличительные особенности и,
следовательно:
-
расширяет возможности
женщин проходить обучение;
-
позволяет удовлетворить
потребности населения в условиях, когда оно подвергается различным
формам принуждения, живет в условиях войны или переселения;
-
делает обучение возможным
даже в условиях, когда имеется запрет на групповые собрания.
Системный подход к открытому
и дистанционному обучению
Системный подход определяет
условия упорядоченного проведения мероприятий. Системный подход также
предполагает, что все элементы системы взаимосвязаны. Изменения,
происходящие в одном элементе, влекут за собой изменения в других элементах
системы.
Программы, отделения
и учреждения используют поэтапную модель решения проблем:
анализ → проект → разработка →
внедрение → оценка → контроль
Анализ: подробное
рассмотрение всех сторон проблемы
-
Какую проблему предстоит
решить?
-
Относится ли данная
проблема к обучению или к внешним условиям?
-
У кого имеется данная
проблема?
-
Какие ресурсы имеются
в наличии для решения данной проблемы?
-
С какими трудностями или
ограничениями можно при этом встретиться?
Результаты этапа анализа:
-
четкая формулировка
проблемы
-
подробное описание целевой
группы
-
определение ресурсов
и трудностей
Проектирование: требует
подготовки подробного решения
-
Кто является целевой
группой и другими заинтересованными сторонами?
-
Что будет достигнуто
в результате решения?
-
Насколько изменятся
участвующие лица после завершения данного курса или программы?
-
Каким образом учащиеся
достигнут поставленных целей?
-
Как будут разрабатываться
курс или программа?
-
Как можно будет узнать,
что данное решение действительно является эффективным?
Результаты этапа
проектирования:
Разработка: должны быть
рассмотрены следующие вопросы
-
Какие стратегии, средства
и методы будут использованы для достижения каждой цели или выполнения
задачи?
-
Какие потребуются учебные
ресурсы?
-
Где, когда и как учащиеся
смогут использовать обратную связь по мере применения на практике своих
умений?
-
Где, как и когда будут
проводиться аттестационные мероприятия?
-
Какими будут последствия
успеха или неудачи, или того и другого?
-
Как будет проводиться
оценка обучения и его корректировка?
Результаты этапа разработки:
-
полный пакет курсовых или
программных материалов, включая все материалы, инструментарий,
оборудование и планы доставки обучения, помощи учащимся, аттестации
учащихся и аттестации курса.
Внедрение: осуществление
решения на практике
-
На месте ли все
необходимые ресурсы (людские, физические, финансовые)?
-
На месте ли все механизмы
сбора данных?
-
На месте ли все механизмы
решения проблем и их регистрации?
Результаты этапа внедрения:
-
документы, отражающие
учебных успехи и работу учащихся
-
данные из различных
источников (например документы и решения)
-
другие аттестационные
данные (например, записи интервьюирования, опросов)
Оценка (тестирование):
не «добавочный», а неотъемлемый элемент
-
Насколько успешно система
выполняет заранее поставленные цели и задачи?
-
Насколько полно система
удовлетворяет потребности учащихся и других заинтересованных лиц?
-
Располагаете ли
вы достаточной конкретной информацией? Как вы получаете ее?
-
Какие конкретные изменения
можно внести в систему с целью ее совершенствования?
Результаты этапа оценки:
-
анализ всех документов
и данных
-
конкретные решения,
включая оценки времени, затрат и других необходимых ресурсов.
Контроль: включая
контроль выполнения всех решений и деятельности предыдущих этапов
-
Был ли первоначальный
анализ полным и правильным?
-
Изменились ли
обстоятельства в значительной степени для того, чтобы потребовался
серьезный пересмотр результатов анализа?
-
О необходимости каких
изменений, модификаций или усовершенствований свидетельствуют имеющиеся
оценочные данные?
-
Имеется ли в наличие
достаточно ресурсов, что бы внести рекомендуемые изменения?
-
Какие действия следует
предпринять?
Результаты этапа контроля:
-
откорректированные курс
или программа, включая курсовые материалы, поддержку учащихся и план
аттестации, а также план контроля откорректированного курса.
Функции открытого
и дистанционного обучения
Независимо от размера
программы, отделения или учреждения, проводящих разработку и осуществление
открытого и дистанционного обучения, на некотором определенном уровне должны
быть осуществлены описанные ниже функции. Далее приводятся некоторые важные
соображения относительно каждой из задач открытого и дистанционного
обучения.
Получение финансовых
и других ресурсов и управление ими
-
на государственном
обеспечении, с возмещением издержек производства (самофинансирование)
-
более высокие затраты
на разработку и пусковой период
-
социальная поддержка
является достаточно дорогостоящим элементом.
Разработка или приобретение
программ и курсов
-
на полномасштабные
разработку и производство требуются значительные временные затраты;
-
покупка, лизинг (или
франчайзинг) курсов у других провайдеров открытого и дистанционного
обучения может явиться более эффективным способом использования
имеющихся ресурсов;
-
ряд методов, от одиночных
авторов до больших групп специалистов.
Набор учащихся и продвижение
данного вида обучения
-
проведите анализ и оценку
потребностей групп потенциальных учащихся;
-
обеспечьте наличие
информации в нужное время и в нужном месте;
-
обеспечьте достаточную
и точную информацию о том, какие потребуются затраты времени, денег
и усилий со стороны учащихся;
-
предоставьте достаточную
и точную информацию о том, когда и как можно записаться на обучение;
-
убедите своих
потенциальных учащихся относительно законности и надежности вашей
деятельности.
Материальное производство,
воспроизводство, хранение и распространение материалов
-
для производства курсовых
материалов может понадобиться типографское оборудование, оборудование
для аудио и видеозаписи, компьютерное оборудование;
-
для распространения
материалов могут понадобиться услуги почтовых и курьерских служб,
средств телекоммуникаций, средств теле и радиовещания или спутниковой
связи;
-
на материальное
производство и воспроизводство может потребоваться значительное время;
-
для складских,
погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, рассылки и инвентарного
учета могут потребоваться специальное оборудование и персонал.
Запись на обучение
и регистрация
-
процесс может быть
различным, от простого составления списков вручную до использования
сложных электронных систем;
-
фиксированные или
скользящие сроки поступления;
-
в наличии имеется ряд
возможностей относительно поставки.
Поставка программ и курсов
Обеспечение поддержки
учащихся
-
личная поддержка, такая
как совет или консультирование;
-
учебная поддержка, как,
например, тьюторинг, выставление оценок и проведение экзаменов;
-
поддержка при очном
общении или опосредованно.
Проведение экзаменов,
зачетов и присвоение квалификации (степени)
-
диапазон имеющихся
возможностей для получения зачета;
-
условия допуска
к экзаменов и оценки зачетных очков;
-
приглашение к участию
профессиональных объединений и внешних организаций.
Оценка и пересмотр
процессов, методик, программ и курсов
-
результаты учебы учащихся;
-
степень удовлетворенности
учащихся;
-
выполнение целей и задач;
-
сопротивление изменениям.
Обучение и повышение
квалификации персонала
Разновидности систем открытого
и дистанционного обучения
Тип предоставления обучения
описывается различными терминами, которые в той или иной степени отражают
определенную версию метода открытого и дистанционного обучения и применения
техники обучения.
Учреждения с одной формой
обучения
-
начинают предлагать
программы дистанционного обучения;
-
присутствует некоторое
очное взаимодействие, но это часто бывает факультативным;
-
процессы преподавания
и получения знаний в некотором роде «опосредованы»:
— печатным взаимодействием,
включая переписку;
— взаимодействием посредством
аудиосредств, включая радио (одностороннее, двустороннее), использования
кассет, телефона или аудиоконференций;
— взаимодействием посредством
видеосредств, включая телевидение (одностороннее, двустороннее),
использования кассет или видеоконференций;
— посредством использования
компьютера, включая обучение на основе использования компьютера, электронной
почты, компьютерных конференций или всемирной паутины;
Многие мировые «мега-университеты»,
включая Национальный открытый университете Индиры Ганди (IGNOU), университет
Universitas Terbuka, Открытый университет Sukhothai Thammathirat (STOU)
и Открытый университет Великобритании (UKOU) являются учебными заведения
с одной формой обучения.
Бимодальные учреждения
— одну — с использованием
традиционных аудиторных методов обучения; вторую — с использованием методов
дистанционного обучения;
-
могут также предлагать
один и тот же курс в обеих формах с проведением общих экзаменов;
-
проводят явное различие
между двумя типами учащихся: учащихся-очников и учащихся
внешнего обучения;
-
могут разрешать или
не разрешать одновременную запись на обе формы обучения.
Примерами бимодальных
учреждений являются Институт открытого обучения при Университете Чарльза
Стёрта, Университет Найроби, Университет Ботсваны и Университет Замбии.
Учреждения смешанного типа
— самостоятельное, в группах
или определенные их комбинации;
— очное, опосредованное или
их комбинации;
-
проявляют максимально
возможную гибкость относительно места и темпа обучения;
-
являются результатом
«слияния» форм очного и дистанционного обучения;
-
часто были ранее
учреждениями с одной формой обучения или бимодальными учреждениями.
Примерами учреждений, которые
сейчас являются учреждениями смешанного типа, могут служить Университет
Deakin и Университет Murdoch (оба находятся в Австралии).
Источники
Jackling, N. Weaving
my own design. In M. Parer (ed.) Development, design, and
distance education. Churchill, Australia: Centre for Distance Learning,
Monash University, 1989.
Keegan, D. The
foundations of distance education. London: Croom Helm, 1996.
Keegan, D. (ed.) Theoretical principles of distance education. London:
Routledge, 1993.
Koul, B.N., and J. Jenkins (eds.) Distance education:
a spectrum of case studies. London: Kogan Page, 1993.
Mugridge, I. (ed.) Distance education in single and dual mode
universities. Vancouver: The Commonwealth of Learning, 1992.
Mugridge, I. The language of distance and open learning.
Journal of Distance Education, IV: 2, pp. 83-85, 1989.
Sewart, D. et al. (eds.). Distance education: international
perspectives. London: Croom Helm, 1983.
Sparkes, J. The problem of creating a discipline of distance
education. Distance Education, 4:2, pp. 179-86, 1983.
The Commonwealth of Learning, 2000
http://www.col.org/resources/startupguides/intro_learning.htm