Концепция открытого и дистанционного обучения

Определения

Не существует единого определения открытого и дистанционного обучения.Скорее, существует много подходов к определению данного термина. Во многих определениях, однако, выделяются следующие характеристики:

  • разделение преподавателя и учащегося во времени или пространстве, или же и во времени, и в пространстве одновременно;

  • признание учебным заведением: процесс обучения признается или сертифицируется каким-либо образовательным учреждением или организацией. Такой тип обучения отличается от самообучения — собственными силами, без официального признания со стороны учебного заведения;

  • использование учебно-методических материалов, разработанных с применением различных медиа, включая печатные материалы, радио и телевизионные передачи, видео- и аудиокассеты, компьютерных программ и телекоммуникаций. Учебные материалы курса обычно перед использованием проходят предварительное тестирование и апробацию;

  • двусторонняя коммуникация, которая делает возможным взаимодействие учащихся и тьюторов и отличается от пассивного восприятия транслируемой через сети вещания информации. Коммуникация может быть синхронной или асинхронной;

  • возможность очных встреч для проведения тьюториалов, взаимодействия учащихся друг с другом, занятий в библиотеках, проведения лабораторных или практических сессий; и

  • индустриальная организация: это означает, что при проведении крупномасштабного открытого и дистанционного обучения имеет место разделение труда, различные задания поручаются различным сотрудникам, которые вместе работают в команде разработчиков курса.

Различные типы открытого и дистанционного обучения

Термин открытое и дистанционное обучение и его определения являются сравнительно новыми в сфере образования, так как они получили распространение лишь в последние 15-20 лет. Язык и термины, используемые для описания деятельности в области дистанционного обучения, все еще неоднозначны, и географические различия в их использовании, например, между их использованием в Северной Америке и Европе — усиливают эту неоднозначность. Среди наиболее часто используемых терминов, относящихся к открытому и дистанционному обучению, можно назвать следующие: корреспондентное образование, домашнее обучение, самостоятельное обучение, внешнее обучение, непрерывное обучение, дистанционное обучение, самообучение, обучение взрослых, обучение с опорой на технические средства, или опосредованное обучение, обучение с фокусировкой на учащемся, открытое обучение, открытый доступ, гибкое обучение и распределенное обучение.

Корреспондентное образование, домашнее обучение и самостоятельное обучение

Корреспондентное образование, домашнее обучение и самостоятельное обучение — это термины и методы дистанционного обучения, которые:

  • существуют уже более ста лет;

  • основаны на использовании автономных материалов для самообучения — учащимся нет необходимости для обучения покидать свои дома;

  • часто опираются на использование печатных материалов и коммуникацию посредством почтовой службы или телефона. Но они могут, однако, использовать и целый ряд разнообразных средств для установления контакта между тьютором и учащимся, включая почтовую связь, телефон, видео и аудиокассеты, электронную почту, а также телевизионное и радиовещание.

Многие университеты Северной Америке последние 15 лет переименовывали свои программы корреспондентного образования, давая им более современные названия, такие как открытое и дистанционное обучение или самостоятельное обучение.

Внешнее (external) обучение, или обучение экстерном.

Термин внешнее обучение:

  • применим к такому обучению, которое осуществляется вне основной территории учебного заведения, например, в аудитории, находящейся за пределами кампуса;

  • предусматривает разнообразие средств доставки, включая аудио- и видеосредства, компьютерные конференции или домашнее обучение.

Во многих университетах и учебных заведениях, таких как Университет Намибии, имеются Центры внешнего обучения, на которые возлагается ответственность за составление программ открытого и дистанционного обучения.

Продолженное обучение

Термин продолженное обучение:

  • обычно относится к обучению, где не применяется система зачетов (кредитов);

  • относится к курсам, которые могут читаться либо на территории кампуса, либо дистанционно;

  • имеет много значений.

В Университете Ботсваны, например, имеется Отделение дистанционного обучения, которое является частью университетского Центра продолженного обучения.

Дистанционное преподавание (teaching)

Термин дистанционное преподавание:

  • относится только к половине формулы открытого и дистанционного образования: открытое и дистанционное образование охватывает не только обучение как преподавание (teaching), но и обучение как самостоятельное изучение(learning);

  • подчеркивает скорее роль преподавателя, чем системы.

Самообучение

Термин самообучение относится к процессу, при котором:

  • этап за этапом, через весь процесс обучения учащийся следует учебно-методическим материалам;

  • упражнения для самооценки имеют центральное значение;

  • обучение может проводиться с помощью печатных материалов либо с помощью компьютера.

Многие языковые учебные заведения предлагают учащимся наборы для самообучения, в которые входят печатные материалы и аудиокассеты. Обучение с помощью компьютерных программ или Интернета часто является полностью самоуправляемым.

Обучение взрослых

Термин обучение взрослых:

  • делает особое ударение на принципах обучения взрослых -андрагогике, противопоставляя ее педагогике, или обучению детей.

Обучение, основанное на технологиях, или опосредованное обучение

Термин обучение, основанное на технологиях:

  • относится к системам преподавания и обучения, где главную роль играют высокотехнологичные нетипографские средства;

  • осуществляется в двух основных формах: автономное (например обучение с помощью компьютера и обучение под руководством компьютера) и с помощью конференций (например, аудио-, видео- и компьютерных).

Примеры: Университет о-вов Вест-Индия использует аудиоконференции для связи между своими кампусами и учебными центрами. Курсы открытого и дистанционного обучения для получения степени, предлагаемые Университетом г. Атабаска (Канада) и Открытым университетом Великобритании в качестве основного средства предоставления обучения используют компьютерные конференции. Университет Гайаны Института дистанционного и продолженного обучения использует телеконференции, а Информационная сеть открытого обучения в Канаде проводит курсы посредством Всемирной паутины.

Обучение, ориентированное на учащегося (learner-centred)

При обучении, ориентированном на учащегося, главным являются неприкосновенность и свобода личности. Поэтому преподавание и обучение здесь предполагают:

  • гибкий график занятий;

  • свободное обсуждение целей и содержания обучения;

  • свободное обсуждение методов обучения;

  • свободное обсуждение методов оценки;

  • выбор механизмов поддержки.

Открытое обучение

Педагогическая доктрина открытого обучения в центр ставит предоставление учащимся возможности выбора:

  • среды и медиа — печатных, онлайновых, телевизионных или видео;

  • места обучения — дома, на рабочем месте, в учебном заведении;

  • темпа обучения — с четко заданным темпом или не имеющим четкой структуры;

  • механизмов поддержки — помощь тьюторов по требованию, аудиоконференции или обучение с опорой на компьютер;

  • моментов начала и завершения.

Многие учреждения используют этот термин в своих наименованиях: Открытый университет Великобритании; Колледж открытого доступа и Институт открытого обучения Чарльза Стёрта, Австралия; Информационная сеть открытого обучения и Организация открытого обучения, Канада; Национальный открытый университет Индии имени Индиры Ганди; Открытый университет Шри-Ланки.

Открытый доступ

Термин открытый доступ предполагает отсутствие:

  • официальных вступительных требований;

  • необходимости наличия аттестатов, дипломов как предварительного условия поступления;

  • вступительных экзаменов.

Гибкое обучение

Термин гибкое обучение подчеркивает создание условий, характеризующихся следующими особенностями:

  • слияние методов открытого и дистанционного обучения, обучения с использованием медиа и классных занятий;

  • учащийся ставится в центр процесса обучения;

  • признание наличия разнообразия стилей обучения и потребностей учащихся;

  • признание важности объективности при составлении программ обучения и в педагогике;

  • использование большого разнообразия источников и средств обучения;

  • формирование умений и стремления к «обучению через всю жизнь» у учащихся и преподавателей;

Распределенное обучение

Термин распределенное обучение:

  • обращает внимание на само обучение как таковое, а не на тип используемой методики или же разделение преподавателя и учащегося;

  • делает возможным обучение вне стен классов;

  • при условии сочетания с обучением в классе принимает форму гибкого обучения

Континуумы времени и места

Различные программы открытого и дистанционного обучения могут быть расположены в пределах двух континуумов: континуума времени и континуума места. Один предел континуума места: все учащиеся и их тьютор или наставник собраны в одном месте, другой предел: всех учащиеся и их тьютор или наставник находятся в разных местах. Во временном континууме на одном его пределе — все учащиеся и их тьютор или наставник взаимодействуют в режиме «реального времени», т. е. синхронно, а на другом пределе — все учащиеся и их тьютор или наставник взаимодействуют в разное время.

Приводимая ниже таблица показывает, как пересекаются эти два континуума. Координаты их пересечения соответствуют четырем сценариям открытого и дистанционного обучения. Большинство провайдеров открытого и дистанционного обучения используют комбинацию данных четырех сценариев.

Сценарии для открытого и дистанционного обучения

 

В одно время

В разное время

В одном месте

Преподавание в аудитории, консультации и семинары, при очном общении, практические занятия и занятия в школах с общежитиями.

Центры с учебными ресурсами, которые учащиеся могут посещать в свое свободное время.

В разных местах

Аудио и видеоконференции; телевидение с односторонними видеопередачами; двустороннее использование аудиозаписей; радио с возможностью получать ответы от учащихся; общение по телефону и консультации.

Занятия на дому, конференции с помощью компьютера, консультационная поддержка по электронной почте, общение по факсимильной почте.

Системы открытого и дистанционного обучения

Преимущества открытого и дистанционного обучения

Открытое и дистанционное обучение предоставляет ряд преимуществ как преподавателям, так и учащимся, создавая различные возможности для обучения. Открытое и дистанционное обучение преодолевают барьеры расстояния и времени, создающие проблемы для традиционного обучения.

Преодоление физической удаленности

Открытое и дистанционное обучение помогает преодолевать трудности, связанные с физической удаленностью, которые испытывают:

  • учащиеся, проживающие в удаленных районах, которые не могут или не хотят физически присутствовать на занятиях в стенах учебного заведения;

  • учащиеся и преподаватели, географически удаленные друг от друга, так, преподаватели, проживающие в городских районах, могут консультировать учащихся, проживающих в сельских районах.

Решение проблем времени и проблем, связанных с расписанием занятий

Открытое и дистанционное обучение может решить проблемы времени и проблемы, связанные с расписанием занятий, для:

  • групп потребителей, которые не хотят или не могут часто собираться вместе;

  • учащихся, одновременно работающих на условиях полной или частичной занятости;

  • людей, ограниченными в своих действиях семейными или общественными установками и обязательствами.

Решение проблемы ограниченного количества мест

Открытое и дистанционное обучение решает проблему нехватки мест в условиях:

  • малочисленности учреждений, проводящих очное обучение;

  • крайне строгих вступительных требований.

Решение проблем малочисленных или географически рассредоточенных наборов учащихся на обучение

Открытое и дистанционное обучение решает проблемы:

  • продолжающихся в течение длительного времени низких показателей набора учащихся на обучение;

  • низких показателей наборов учащихся в одном географическом районе при избыточном наборе в других.

Эффективное использование ограниченных преподавательских кадров

Открытое и дистанционное обучение позволяет эффективно использовать малочисленные преподавательские кадры в условиях, когда:

  • имеется недостаточное количество обученных преподавателей относительно спроса на преподавание;

  • преподаватели географически сосредоточены в одном месте;

  • не хватает преподавателей определенной квалификации.

Учет культурных, религиозных и политических аспектов.

Открытое и дистанционное обучение позволяет учитывать имеющиеся отличительные особенности и, следовательно:

  • расширяет возможности женщин проходить обучение;

  • позволяет удовлетворить потребности населения в условиях, когда оно подвергается различным формам принуждения, живет в условиях войны или переселения;

  • делает обучение возможным даже в условиях, когда имеется запрет на групповые собрания.

Системный подход к открытому и дистанционному обучению

Системный подход определяет условия упорядоченного проведения мероприятий. Системный подход также предполагает, что все элементы системы взаимосвязаны. Изменения, происходящие в одном элементе, влекут за собой изменения в других элементах системы.

Программы, отделения и учреждения используют поэтапную модель решения проблем:

анализ → проект → разработка → внедрение → оценка → контроль

Анализ: подробное рассмотрение всех сторон проблемы

  • Какую проблему предстоит решить?

  • Относится ли данная проблема к обучению или к внешним условиям?

  • У кого имеется данная проблема?

  • Какие ресурсы имеются в наличии для решения данной проблемы?

  • С какими трудностями или ограничениями можно при этом встретиться?

Результаты этапа анализа:

  • четкая формулировка проблемы

  • подробное описание целевой группы

  • определение ресурсов и трудностей

Проектирование: требует подготовки подробного решения

  • Кто является целевой группой и другими заинтересованными сторонами?

  • Что будет достигнуто в результате решения?

  • Насколько изменятся участвующие лица после завершения данного курса или программы?

  • Каким образом учащиеся достигнут поставленных целей?

  • Как будут разрабатываться курс или программа?

  • Как можно будет узнать, что данное решение действительно является эффективным?

Результаты этапа проектирования:

  • подробный план, описывающий как, когда, кем и с какими затратами проблема будет решена

Разработка: должны быть рассмотрены следующие вопросы

  • Какие стратегии, средства и методы будут использованы для достижения каждой цели или выполнения задачи?

  • Какие потребуются учебные ресурсы?

  • Где, когда и как учащиеся смогут использовать обратную связь по мере применения на практике своих умений?

  • Где, как и когда будут проводиться аттестационные мероприятия?

  • Какими будут последствия успеха или неудачи, или того и другого?

  • Как будет проводиться оценка обучения и его корректировка?

Результаты этапа разработки:

  • полный пакет курсовых или программных материалов, включая все материалы, инструментарий, оборудование и планы доставки обучения, помощи учащимся, аттестации учащихся и аттестации курса.

Внедрение: осуществление решения на практике

  • На месте ли все необходимые ресурсы (людские, физические, финансовые)?

  • На месте ли все механизмы сбора данных?

  • На месте ли все механизмы решения проблем и их регистрации?

Результаты этапа внедрения:

  • документы, отражающие учебных успехи и работу учащихся

  • данные из различных источников (например документы и решения)

  • другие аттестационные данные (например, записи интервьюирования, опросов)

Оценка (тестирование): не «добавочный», а неотъемлемый элемент

  • Насколько успешно система выполняет заранее поставленные цели и задачи?

  • Насколько полно система удовлетворяет потребности учащихся и других заинтересованных лиц?

  • Располагаете ли вы достаточной конкретной информацией? Как вы получаете ее?

  • Какие конкретные изменения можно внести в систему с целью ее совершенствования?

Результаты этапа оценки:

  • анализ всех документов и данных

  • конкретные решения, включая оценки времени, затрат и других необходимых ресурсов.

Контроль: включая контроль выполнения всех решений и деятельности предыдущих этапов

  • Был ли первоначальный анализ полным и правильным?

  • Изменились ли обстоятельства в значительной степени для того, чтобы потребовался серьезный пересмотр результатов анализа?

  • О необходимости каких изменений, модификаций или усовершенствований свидетельствуют имеющиеся оценочные данные?

  • Имеется ли в наличие достаточно ресурсов, что бы внести рекомендуемые изменения?

  • Какие действия следует предпринять?

Результаты этапа контроля:

  • откорректированные курс или программа, включая курсовые материалы, поддержку учащихся и план аттестации, а также план контроля откорректированного курса.

Функции открытого и дистанционного обучения

Независимо от размера программы, отделения или учреждения, проводящих разработку и осуществление открытого и дистанционного обучения, на некотором определенном уровне должны быть осуществлены описанные ниже функции. Далее приводятся некоторые важные соображения относительно каждой из задач открытого и дистанционного обучения.

Получение финансовых и других ресурсов и управление ими

  • на государственном обеспечении, с возмещением издержек производства (самофинансирование)

  • более высокие затраты на разработку и пусковой период

  • социальная поддержка является достаточно дорогостоящим элементом.

Разработка или приобретение программ и курсов

  • на полномасштабные разработку и производство требуются значительные временные затраты;

  • покупка, лизинг (или франчайзинг) курсов у других провайдеров открытого и дистанционного обучения может явиться более эффективным способом использования имеющихся ресурсов;

  • ряд методов, от одиночных авторов до больших групп специалистов.

Набор учащихся и продвижение данного вида обучения

  • проведите анализ и оценку потребностей групп потенциальных учащихся;

  • обеспечьте наличие информации в нужное время и в нужном месте;

  • обеспечьте достаточную и точную информацию о том, какие потребуются затраты времени, денег и усилий со стороны учащихся;

  • предоставьте достаточную и точную информацию о том, когда и как можно записаться на обучение;

  • убедите своих потенциальных учащихся относительно законности и надежности вашей деятельности.

Материальное производство, воспроизводство, хранение и распространение материалов

  • для производства курсовых материалов может понадобиться типографское оборудование, оборудование для аудио и видеозаписи, компьютерное оборудование;

  • для распространения материалов могут понадобиться услуги почтовых и курьерских служб, средств телекоммуникаций, средств теле и радиовещания или спутниковой связи;

  • на материальное производство и воспроизводство может потребоваться значительное время;

  • для складских, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, рассылки и инвентарного учета могут потребоваться специальное оборудование и персонал.

Запись на обучение и регистрация

  • процесс может быть различным, от простого составления списков вручную до использования сложных электронных систем;

  • фиксированные или скользящие сроки поступления;

  • в наличии имеется ряд возможностей относительно поставки.

Поставка программ и курсов

  • необходимость двусторонней связи;

  • оценка и обратная связь;

  • сотрудничество с другими учреждениями;

  • библиотечные услуги;

  • системы записи.

Обеспечение поддержки учащихся

  • личная поддержка, такая как совет или консультирование;

  • учебная поддержка, как, например, тьюторинг, выставление оценок и проведение экзаменов;

  • поддержка при очном общении или опосредованно.

Проведение экзаменов, зачетов и присвоение квалификации (степени)

  • диапазон имеющихся возможностей для получения зачета;

  • условия допуска к экзаменов и оценки зачетных очков;

  • приглашение к участию профессиональных объединений и внешних организаций.

Оценка и пересмотр процессов, методик, программ и курсов

  • результаты учебы учащихся;

  • степень удовлетворенности учащихся;

  • выполнение целей и задач;

  • сопротивление изменениям.

Обучение и повышение квалификации персонала

  • ориентация на новые технологии и методы и действие в соответствие с ними;

  • осознание преимуществ и ограничений открытого и дистанционного обучения.

Разновидности систем открытого и дистанционного обучения

Тип предоставления обучения описывается различными терминами, которые в той или иной степени отражают определенную версию метода открытого и дистанционного обучения и применения техники обучения.

Учреждения с одной формой обучения

  • начинают предлагать программы дистанционного обучения;

  • присутствует некоторое очное взаимодействие, но это часто бывает факультативным;

  • процессы преподавания и получения знаний в некотором роде «опосредованы»:

— печатным взаимодействием, включая переписку;

— взаимодействием посредством аудиосредств, включая радио (одностороннее, двустороннее), использования кассет, телефона или аудиоконференций;

— взаимодействием посредством видеосредств, включая телевидение (одностороннее, двустороннее), использования кассет или видеоконференций;

— посредством использования компьютера, включая обучение на основе использования компьютера, электронной почты, компьютерных конференций или всемирной паутины;

Многие мировые «мега-университеты», включая Национальный открытый университете Индиры Ганди (IGNOU), университет Universitas Terbuka, Открытый университет Sukhothai Thammathirat (STOU) и Открытый университет Великобритании (UKOU) являются учебными заведения с одной формой обучения.

 

Бимодальные учреждения

  • предлагают две формы обучения

— одну — с использованием традиционных аудиторных методов обучения; вторую — с использованием методов дистанционного обучения;

  • могут также предлагать один и тот же курс в обеих формах с проведением общих экзаменов;

  • проводят явное различие между двумя типами учащихся: учащихся-очников и учащихся внешнего обучения;

  • могут разрешать или не разрешать одновременную запись на обе формы обучения.

Примерами бимодальных учреждений являются Институт открытого обучения при Университете Чарльза Стёрта, Университет Найроби, Университет Ботсваны и Университет Замбии.

Учреждения смешанного типа

  • предлагают учащимся широкий выбор форм обучения

— самостоятельное, в группах или определенные их комбинации;

— очное, опосредованное или их комбинации;

  • проявляют максимально возможную гибкость относительно места и темпа обучения;

  • являются результатом «слияния» форм очного и дистанционного обучения;

  • часто были ранее учреждениями с одной формой обучения или бимодальными учреждениями.

Примерами учреждений, которые сейчас являются учреждениями смешанного типа, могут служить Университет Deakin и Университет Murdoch (оба находятся в Австралии).

Источники

Jackling, N. Weaving my own design. In M. Parer (ed.) Development, design, and distance education. Churchill, Australia: Centre for Distance Learning, Monash University, 1989.

Keegan, D. The foundations of distance education. London: Croom Helm, 1996.

Keegan, D. (ed.) Theoretical principles of distance education. London: Routledge, 1993.

Koul, B.N., and J. Jenkins (eds.) Distance education: a spectrum of case studies. London: Kogan Page, 1993.

Mugridge, I. (ed.) Distance education in single and dual mode universities. Vancouver: The Commonwealth of Learning, 1992.

Mugridge, I. The language of distance and open learning. Journal of Distance Education, IV: 2, pp. 83-85, 1989.

Sewart, D. et al. (eds.). Distance education: international perspectives. London: Croom Helm, 1983.

Sparkes, J. The problem of creating a discipline of distance education. Distance Education, 4:2, pp. 179-86, 1983.

The Commonwealth of Learning, 2000

http://www.col.org/resources/startupguides/intro_learning.htm

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz