теория | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Латинский алфавит и правила чтения
Латинское письмо не было изобретением самих римлян. По наиболее распространённой версии оно явилось результатом смешения местного этрусского письма и западногреческого алфавита, занесённого сюда греческими колонистами. Поскольку в южной части Италии издавна существовали многочисленные греческие города и поселения, культурные связи между греками, этрусками и латинами, как и другими италийскими племенами, установились рано и были достаточно прочными. Однако не следует думать, что латинская письменность сформировалась мгновенно. Все процессы в области формирования языков длятся относительно долго, захватывая многие столетия, и латинский алфавит сформировался только на рубеже IV-III веков до н.э.
Латинский алфавит (современный вариант)
Современный латинский алфавит по количеству букв (26) несколько отличается от алфавита классической эпохи, когда букв J и U не было, а буквы V и I обозначали и гласные [у] и [и], и согласные [в], [й]. Буква W появилась в нём в XI веке, буквы J и U вошли в латинский алфавит лишь в XVI веке. Буква К в латинской письменности использовалась только в некоторых сокращениях, например, К или КАL – сокращённое написание слова Kalendae «календы», которым обозначался первый день каждого месяца. Для обозначения звука [к] в классическую эпоху служила буква С. Чтение этой буквы как [ц] перед гласными i, e, ae, oe, y появилось лишь в послеантичное время. Буквы Y и Z употреблялись обычно только при написании слов греческого происхождения для обозначения звуков, отсутствующих в латинском языке. Раздельного написания слов долгое время не существовало. В значительно более позднее время возникло также деление букв на прописные (заглавные) и строчные (малые), появились знаки препинания. Для сравнения латинского алфавита с его историческим прототипом необходимо познакомиться с греческим алфавитом. Все 24 буквы греческого алфавита представляют собой буквенно-звуковое письмо, которое возникло из финикийского приблизительно в IX веке до н.э. Этот алфавит используется и в современном греческом языке, на его основе была создана славянская азбука-кириллица. Греческий алфавит (современный вариант)
Первые памятники латинской письменности отличаются архаическим начертанием букв, выдающим родство этого письма с древнегреческим. Во многих древнейших греческих и латинских надписях письмо имеет направление справа налево. Иногда использовался бустрофедон, способ письма, напоминающий движение быка (греч. bus «бык») по полю во время пахоты – справа налево, затем слева направо и т.д. И только в IV веке до н.э. окончательно устанавливается направление письма слева направо. Древнейшей формой латинских надписей является «капитальное» письмо на камне. Именно техника высекания на камне определило размеры и форму букв. Они были похожи на современные большие печатные буквы. В латинском письме такой тип называется «маюскул» (от лат. majus «больше»). Кстати, понятие «лапидарный стиль» (краткий, сжатый, выразительный слог) возникло именно в связи с техникой письма на камне (от лат. lapis «камень», lapidarius «каменный; резчик по камню»). Противоположный маюскулу тип письма – минускул (от лат. minus «меньше») представляет собой письмо строчными (малыми) буквами. Античность знала только маюскульное письмо, оно было затем перенесено и в книги, на папирус (I век), на пергамент (IV-V века) и на бумагу (XIII век). Для деловых записей использовался другой тип латинского письма – курсив (от лат. cursus «бег»), т.е. беглое письмо, где главным было стремление к быстроте и удобству писания. В нем наблюдается связывание букв одним движением пера и обилие лигатур – слитных букв. Со временем это письмо стало основой для рукописных вариантов алфавита. С течением времени латинский язык и письменность распространились по всей территории Римской империи, а после ее падения (476 год) латинское письмо унаследовали все молодые «варварские» народы. Сейчас латинским письмом – латиницей - пользуются большинство народов мира: почти вся Европа (кроме Греции, Грузии, Армении, Болгарии, Югославии, Украины, Белоруссии и России), вся Америка, Австралия, почти вся Африка, в Азии также Турция, Индонезия, Филиппины и др. Современное чтение букв латинского алфавита в разных странах обычно подчиняется нормам произношения новых языков. Все звуки языка делятся на гласные (vocales) и согласные (consonantes). В латинском языке гласных звуков всего 5, они обозначаются буквами Aa, Ee, Uu, Oo, Ii. Буква Yy используется лишь в словах греческого происхождения и произносится как немецкое ü или французское u. Остальные буквы обозначают согласные звуки. В латинском языке имеются также двугласные звуки (дифтонги), обозначаемые сочетаниями двух букв, это au, eu. Они произносятся как один слог с сильным первым компонентом и слабым вторым [áу], [у]. Дифтонги ae, oe в поздней латыни стали обозначать один звук. Ae (иногда в виде лигатуры Æ или æ) произносится как русское [э]. Oe (иногда в виде лигатуры Œ или œ) произносится как немецкое ö или французское eu [Ø]. Если ae или oe произносятся раздельно как два самостоятельных звука, то над второй буквой ставят знак долготы (черточку) – aēr или трему (две точки) – poëta. Буква Hh в самостоятельном употреблении перед гласным читается как легкий и бесшумный выдох (начальное придыхание гласных). Буквосочетания th, rh, ch, ph используются в словах греческого происхождения. Rh и th произносятся везде как r и t. Буквосочетание ch служит для обозначения шумного звука [х]. Буквосочетание ph используется для обозначения звука [ф]. Буква Qq всегда употребляется в буквосочетании qu, которое произносится как русское [кв]. Буквосочетание ngu перед гласным звуком произносится как русское [нгв]. Буквосочетание su перед гласными произносится иногда как [св]. Буквосочетание ti перед гласным звуком обычно произносится как [ци]. После s, t, x оно читается как [ти]. Буква Ll произносится несколько мягче русского твердого [л]. Букву Ss между двумя гласными принято читать как русское [з]. В латинском языке гласные звуки были долгими и краткими. Долгий гласный произносился вдвое протяжнее, чем краткий, но в настоящее время это условие не соблюдается. В ряде случаев (например, для определения правильной формы слова, для постановки ударения или при чтении латинских стихов) необходимо знать, является ли данный звук долгим или кратким. В учебных целях для обозначения долготы или краткости гласных используются специальные знаки: дужка как знак краткости (fructŭs) и черточка как знак долготы (fructūs). Кроме того, нужно иметь в виду следующее: 1. гласный перед другим гласным считается кратким; 2. дифтонги всегда обозначают долгие звуки; 3. гласный перед двумя согласными обычно краткий; 4. гласный перед одним согласным может быть и кратким, и долгим. Число слогов в слове соответствует числу гласных звуков, включая дифтонги. Различаются открытые и закрытые слоги. Открытый слог оканчивается на гласный звук, закрытый слог оканчивается на согласный звук. Ударение в латинских словах ставится обычно на второй от конца слог. Ударение переносится на третий от конца слог, если во втором стоит краткий гласный. В произношении латинских звуков сейчас существуют две традиции: одна из них приближена к античному образцу, а другая, которая утвердилась в средние века, обусловлена фонетическими процессами, происходившими в поздней латыни. В данном курсе используется более поздняя традиция, поскольку именно на ее фоне происходило обогащение современных языков заимствованиями из латинского.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Прочитайте латинские слова вслух, соблюдая известные Вам правила чтения. Amāre, amor, amīcus, amīca, amicitia; mater, pater, filius, filia, familia; puer, puella; magister, magistra; discĕre, discipŭlus, discipŭla, disciplīna; verbum, nomen, lingua; orāre, orātor, orātio, oracŭlum; vocāre, vox, vocalis, vocabŭlum; regĕre, regio, rex, regīna, regnum; legĕre, legio, lectio, lector, lex; vir, vis; vivĕre, vivus, vita; caelum, luna, stella, astrum, sol; dies, nox, terra, aqua; sphaera, aër, poena, poëta, aurum; schola, scientia, scire; deus, dea, templum, domus; ranio, zona, bellum, pax, rosa, carmen; res, jus, justitia, judex.
2. Запомните названия городов, местностей, стран. Как они называются по-русски? Дайте их русские эквиваленты (соответствия). Roma, Latium, Italia, Etruria, Liguria, Gallia, Hispania, Britannia, Germania, Helvetia, Illyrĭcum, Dacia, Thracia, Scythia, Eurōpa, Asia, Afrĭca, Sicilia, Crēta, Cyprus, Graecia, Athēnae, Aegyptus, Libya, Carthago.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
словарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выучите названия букв латинского алфавита и основные правила их чтения. 2. Прочитайте и дайте русские эквиваленты латинским именам римских богов и богинь. Какие греческие божества соответствуют им? Juppĭter, Minerva, Juno, Vesta, Ceres, Diāna, Venus, Mars, Mercurius, Neptūnus, Vulcanūs, Apollo, Janus, Fortūna, Aesculapius, Flora, Fauna.
|