теория | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Части речи Глагол (verbum) обозначает действие или процесс и имеет пять грамматических категорий, которые проявляются в его формах с помощью окончаний или суффиксов. К важнейшим категориям глагола относятся:
Справка
Очень важными категориями глагола являются также:
Неопределенная форма глагола — инфинитив настоящего времени действительного залога изъявительного наклонении (infmitivus praesentis indicativi activi) имеет окончание –re во всех четырех типах спряжения, которые устанавливаются по гласному перед этим окончанием:
Исключением является глагол esse «быть» и производные от него глаголы: posse (potis + esse) «мочь, иметь силу, быть в состоянии», abesse «быть далеко, отсутствовать», interesse «находиться между, участвовать» и др., а также глаголы velle «хотеть», nolle (из non velle) «не хотеть». Примечание
Имя
прилагательное (nomen adjectivum)
обозначает признаки или свойства предметов и явлений. Грамматические
категории прилагательного имеют относительный характер, так bonus m, bona f, bonum n (в словаре в сокр. форме: bonus, а, um) «хороший, -ая, -ое», niger m, nigra f, nigrum n (в словаре: niger, gra, grum) «черный, -ая, -ое», celĕber m, celĕbris f, celĕbre n (в словаре: celĕber, bris, bre) «знаменитый, -ая, -ое» и т.д.
Как и в русском языке, большинство латинских прилагательных имеют собственную категорию сравнения. Различаются три степени сравнения:
Наречие (adverbium) связано чаще всего с глаголом и показывает, как, где, когда, с какой целью, по какой причине происходит то или иное действие, ср.: bene «хорошо», ibi «там, тогда», semper «всегда», libenter «охотно, с удовольствием», facile «легко» и т.п. Наречия бывают самостоятельные и производные. Производные наречия, образованные от прилагательных, обычно имеют степени сравнения: lente «медленно» — lentius «медленнее» — lentissime «медленнее псего».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
словарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте и переведите следующий текст:
Puĕri Romāni cum paedagōgis in scholam propĕrant. Paedagōgi viri docti, sed servi erant. Puellae domi manent et mater eas domi laborāre, coquere, sed etiam cantāre, saltāre, legere, scribere et recitāre docet. Multae matrōnae et mulieres Romānae doctae erant. Puĕros magister in schola legĕre, scribĕre et recitāre docet. Magister librum habet, puĕri tabŭlas et stilos tenent. Puĕri in tabŭlis sententias scribunt, deinde recǐtant. Magister bonus pulchre recǐtare potest, puĕri libenter audiunt; magister malus male recǐtat: pueri dormiunt. Sed magister virgam habet et puĕras verbĕrat. Orbilium, Horatii poetae clari magistrum, sevērum esse dicunt. Ita Horatius Orbilium per iocum 'plagōsum' dicit, nam saepe puĕris plagas dat. Discipŭli magistri verba memoriā tenent: 'Discite, pueri! Non scholae, sed vitae discǐmus.' СЛОВА К ТЕКСТУ domi – дома stilus, i – палочка для письма, стиль teneo, tenui, tentum, tenēre – держать coquo, coxi, coctum, cocere – готовить, стряпать mulier, mulieris, f. – женщина virga, ae, f. – прут, розга verbĕro, verberavi, verberatum, verberāre – бить iocus, i – шутка plaga, ae – удар
|