теория | |||||||||||||||||||||||||||||||
Части речи Предлог (praepositio) служит для связи слов в предложении, он показывает зависимость имен от глагола или дру[СЯ тих слов. В латинском языке предлоги употребляются, как правило, только с одним из двух падежей:
Предлоги in «в, на» и sub «под» употребляются с винительным падежом (accusativus) при ответе на вопрос «куда?»: in/sub aquam «в/под воду», и с творительным (ablativus) при ответе на вопрос «где?»: in/sub aqua «в воде, под водой». Справка
Союзы (conjunctiones) бывают сочинительными и подчинительными. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения или самостоятельные предложения друг с другом. К сочинительным союзам относятся: · соединительные союзы et «и», -que (ставится после слова и пишется слитно с ним) «и», ас/ atque «и притом», etiam «также, даже», quoque «также, и», пес (neque) «и не, ни», nе... quidem «даже не»; · разделительные союзы aut, vel, sive, seu, -ve (приставляется к слову) «или»; · противительные союзы sed, verum «но», autem «а, же», tamen «однако»; · причинные союзы nam, enim «ибо, ведь, потому что»; · заключительные союзы ităque «поэтому, итак», igĭtur, ergō «следовательно, итак», quārē, quam ob rem «вследствие чего, поэтому», proinde «в соответствии с этим»; · уступительные союзы quidem «правда, с одной стороны», ut... ita «так... как, хотя... но»; · сочетания союзов с разным значением namque, etĕnim «ведь», at enim «но ведь», vērum tamen, at tamen, sed tamer «но, однако». Подчинительные союзы присоединяют придаточные предложения. К самым употребительным относятся подчинительные союзы со значением: · цели и следствия ut «чтобы; так, чтобы», ut non «так что не, чтобы не», nе «чтобы не», neve «и чтобы не», neque «и что не», · времени cum «когда, после того как», · причины cum «так как, потому что», · условия si «если, если бы», nisi« если не, если бы не» и др.
Частица (particula) имеет отрицательное значение, как non, nē «не, нет», haud «не, не вполне, не совсем»; утвердительное, как sīc «да, так»; усилительное, как valde «очень, весьма», etiam «даже, еще» и др. Некоторые частицы добавляются к самостоятельному слову и пишутся слитно с ним, например, вопросительная частица -ne со значением, которое имеет русский союз «ли»: Valesne? «Здоров ли ты?»
Междометие
(interjectio) служит для выражения эмоциональной
реакции на различные события и обычно не является членом
предложения: о, ессе! «о, вот!», heu!
«увы!»,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
словарь | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
задания | |||||||||||||||||||||||||||||||
Попробуйте, пожалуйста, перевести на латынь следующие предложения, используя тексты из предыдущих уроков (прошедшее время переводите пока настоящим).
Мы знаем, что римские мальчики учились в школе, а девочки – дома. Детей в школе учили читать, писать, декламировать. Многие наставники были греками, поэтому они рассказывали (переведите: рассказывают) им о своей родине и о знаменитых греческих поэтах и философах. Наставника дети должны слушаться. Хорошего наставника они слушают с удовольствием. – «Знаете ли вы знаменитых греческих философов, дети?» – спрашивает учитель. «Знаем», – отвечает Марк, – «например, Пифагор и Демокрит были греческими мудрецами (sapiens, nom. plur. sapientes), но Платон был величайшим (maximus) философом». «А ты, Петр, знаешь ли ты, что твое имя (nomen) греческое?» – «Да, знаю. Греческое слово Petros означает камень (lapis)». «Правильно, мой мальчик!»
Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи»
1. Сколько частей речи выделяют обычно в латинском языке, как они называются по-русски и по-латински? 2. Сколько грамматических категорий имеет латинский глагол, как они называются? 3. Какие временные формы глагола считаются инфектными (незавершенными) и перфектными (завершенными)? 4. Как по форме инфинитива можно определить тип спряжения латинскoro глагола? Приведите примеры. 5. Сколько грамматических категорий имеет в латинском языке имя существительное и как они называются? 6. Сколько падежей имеет латинское имя существительное? Назовите их по-латински. 7. Как определяются типы склонения латинских существительных, сколько этих типов насчитывается? Приведите примеры. 8. Какие категории свойственны латинским прилагательным, как образуются степени сравнения? Приведите примеры. 9. Какие латинские буквы используются в качестве цифр? Назовите количественные и порядковые числительные от 1 до 10. 10. Сколько личных местоимений имеется в латинском языке, какие местоимения используются для обозначения 3-го лица единственного и множественного числа? 11. Назовите все притяжательные местоимения, а также наиболее употребительные вопросительные и относительные местоимения. 12. Какие слова относятся к местоимённым прилагательным? 13. С какой частью речи связано наречие, что оно показывает? Какие наречия имеют степени сравнения? 14. С какими падежами употребляются латинские предлоги? Назовите эти предлоги. 15. Назовите наиболее употребительные союзы, частицы и междометия.
|