Занятие 10

 
    теория   упражнения   словарь   задания   вернуться  
     теория  
 

Спряжение глаголов в настоящем времени изъявительного наклонения действительного залога

 

Глагол esse «быть» является самым употребительным из неправильных глаголов в латинском языке. Его основа es- часто используется в редуцированном виде как s-.

Глагол esse в личных формах настоящего времени переводится на русский язык иногда как «есть/быть», иногда как «находиться», но чаще всего он вообще никак не переводится, т.к. в русском языке глагол «быть» очень редко употребляется в настоящем времени.

 

Praesens indicativi глагола esse

 

лицо

singularis – ед.ч.

1(ego)

sum я есть, нахожусь

2(tu)

ĕs ты есть, находишься

3(is/ea/id)

ĕst он/она есть, находится

лицо

pluralis – мн.ч.

1(nos)

sŭmŭs мы есть, находимся

2(vos)

ĕstĭs вы есть, находитесь

3(ei/eae/ea)

sunt они есть, находятся 

 Примечания

1.      Глагол esse образует с приставками целый ряд сложных глаголов. При спряжении этих глаголов обнаруживаются те же формы, которые представлены в таблице выше, например:

abesse «отсутствовать»: absum, abes, abest, absumus, abestis, absunt.

Аналогичным образом спрягаются также глаголы:

adesse «присутствовать, помогать»;

deesse «недоставать, не хватать, не быть»;

interesse «находится среди, участвовать»;

obesse «противодействовать, мешать, вредить»;

praeesse «быть впереди, стоять во главе»;

prodesse «приносить пользу, помогать» (приставка prod- утрачивает d перед согласными, ср.: prosum, prodes, prodest, prosumus, prodestis, prosunt).

2.      Особым образом спрягается глагол posse «мочь, уметь» (potis «могучий» + esse). Конечный согласный корня прилагательного pot- подвергается ассимиляции перед s окончания, ср.: possum, potes, potest, possŭmus, potĕstis, possunt.

 

Глаголы делятся на 4 типа спряжения в зависимости от окончания их основы.

К первому типу спряжения относятся глаголы, основа которых оканчивается на –ā: laborāre «работать, заботиться», amāre «любить», ornāre «украшать» и др.

Ко второму типу спряжения принадлежат глаголы с основами на –ē: docēre «учить кого-либо, обучать», studēre «стараться, заниматься», habēre «иметь» и т.п.

Среди глаголов III типа, которые имеют –ĕ перед окончанием инфинитива –re, различают две группы.

К группе III относятся глаголы с основами на согласный, напр.: legĕre, scribĕre, discĕre, colĕre и т.п., в которых основами являются leg-, scrib-, disc-,col-.  Гласный ĕ представляет собой модификацию соединительного, или тематического, элемента ĭ перед r. Перед другими согласными окончания в качестве соединительного элемента используется именно ĭ, а перед nt таким элементом является u (см. таблицу спряжения). К этой группе примыкают глаголы с основами на u: struĕre, diruĕre.

К группе III относят глаголы с основами на ĭ, который перед окончанием инфинитива –re также превращается в ĕ, но сохраняется во всех личных формах: facĕre, capĕre, jacĕre и т.п.

К IV типу спряжения принадлежат глаголы, основа которых оканчивается на –ī: audīre, sentīre, finīre.

При спряжении латинских глаголов к их основе добавляется личное окончание:

 

 

в ед. ч.

во мн. ч.

для 1-го лица

-o

-mus

для 2-го лица

-s

-tis

для 3-го лица

-t

-nt

 

Praesens indicativi activi

 

 

I тип

II тип

III-а тип

III-б тип

IV тип

Infinitivus

amāre

habēre

legĕre

facĕre

finīre

основа

amā-

habē-

leg-

facĭ-

finī-

ego

amo

habeo

lego

facio

finio

tu

amas

habes

legis

facis

finis

is/ea/id

amat

habet

legit

facit

finit

nos

amāmus

habēmus

legĭmus

facĭmus

finīmus

vos

amātis

habētis

legĭtis

facĭtis

finītis

ei/eae/ea

amant

habēnt

legunt

faciunt

finiunt

 

Примечания

1.                           У глаголов Iтипа в 1-м л. ед. ч. конечная гласная основы –а- сливается с личным окончанием: amā + o = amo.

2.                           У глаголов III-a типа со 2-го л. ед. ч. между согласным основы и согласным окончания появляется соединительный (тематический) гласный: ĭ перед s,t,mus, tis; ŭ перед nt; ĕ перед r.

3.                           У глаголов III-б типа основа оканчивается на ĭ во всех личных формах, тематический ŭ появляется у них, как и у глаголов IV типа, только в 3-м л.мн.ч. перед nt.

 

 

Повелительное наклонение (modus imperativus) служит для выражения приказания, просьбы, пожелания, обращённых к одному или многим лицам. Формы единственного числа повелительного наклонения настоящего времени действительного залога (modus imperatives praesentis activi) образуются от основы инфекта в соответствии с типом спряжения глагола. Во множественном числе к основе прибавляется окончание –te.

 

Modus imperatives praesentis active

 

тип спряжения

инфинитив

2-е лицо ед.ч.

2-е лицо мн.ч.

I

laborāre

Labora! – Работай!

Laborāte! Работайте!

II

studēre

Studē! – Занимайся!

Studēte! Занимайтесь!

III-a

legĕre

Legĕ! – Читай!

Legĭte! Читайте!

III

capĕre

Capĕ! – Бери!

Capĭte! – Берите!

IV

audīre

Audī! – Слушай!

Audīte! – Слушайте!

 

Глаголы  dicĕre, ducĕre, facĕre, ferre во 2-м лице ед.ч. имеют краткие формы повелительного наклонения: dic! duc! fac! fer! Краткую форму имеет глагол ĕsse во 2-м лице ед.ч.: ĕs!, и обычную во 2-м лице мн.ч.:ĕste!

Отрицательные формы императива, выражающие запрещение что-либо делать, образуются с участием соответствующих форм глагола nolle «не хотеть» и инфинитива основного глагола:

Noli laborāre! – Не работай!     Nolīte laborāre! – Не работайте!

Noli legĕre! – Не читай!     Nolīte legĕre! – Не читайте!

 

Примечания

1.                               Повелительное наклонение имеет также формы страдательного залога. Они образуются путём прибавления к основе в ед.ч. окончания –re, а во мн.ч. -  окончания –mĭni, ср.:

                                     ornārĕ! – украшайся!    ornāmĭni! украшайтесь!

2.                               Повелительное наклонение будущего времени имеет формы 2-го и 3-го лица ед. и мн.ч. Для форм 2-го и 3-го лица ед.ч. используется окончание –tō; для 2-го лица мн.ч. –tōte, для 3-го лица мн.ч. –ntō:

                                     ornātō! – да будешь украшать!   ornātōte! – да будете украшать!

                                     ornātō! – да будет украшать!       ornanto! – да будут они украшать!

               Эти формы являются нормой для глаголов scire и meminisse:

                                     scītō! – знай же!                            scītōtĕ! – знайте!, да будете знать!

                                     mementō! – помни!                       mementōtĕ! – помните!

 

Самый краткий латинский глагол ire, с ним связано образование многих сложных глаголов. При спряжении этих глаголов обнаруживаются те же формы, которые представлены в таблице ниже, например:

adīre «подходить, обращаться»: adeo, adis, adit, adĭmus, adĭtis, adeunt.

Аналогичным образом спрягаются также глаголы:

abīre «уходить»;

exīre «выходить»;

inīre «входить, начинать»;

perīre, interīre «погибать»

praeterīre «проходить мимо»;

prodīre «выступать, продвигаться»;

redīre «возвращаться»;

transīre «переходить» и др.

 

Спряжение глагола ire «идти, ехать»

 

praesens indicativi activi

modus imperativus

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

ego  eo

nos   imus

 

 

tu     is

vos   itis

I! – Иди!

Ite! – Идите!

is      it

ei      eunt

 

 

 

 

  

 

   упражнения

 наверх

 

1. Проспрягайте в praesens indicativi activi следующие глаголы:

dăre, jacēre, agĕre(III-a), jacĕre (III-б), scīre, sperāre, debēre, struĕre(III-a), capĕre(III-б), sentīre, vetāre, docēre, colĕre(III-a), cupĕre(III-б), dormīre.

 

2. Образуйте утвердительные и отрицательные формы императива настоящего времени действительного залога от глаголов:

dăre, jacēre, struĕre(III-a), jacĕre (III-б), dormīre, sperāre, docēre, scribĕre(III-a), facĕre(III-б), finīre, festināre, tacēre, agĕre(III-a), capĕre(III-б), venīre.

 

3. Прочитайте предложения, проанализируйте их состав, найдите сказуемое, определите его личную форму и переведите всё на русский язык.

Dum spiro, spero. Semper sperare debemus. Quid agis? – Scribo. Cur male scribis? – Piger sum. Quis venit? - Amicus meus venit. Puer sedet, puella dormit. Canis latrat. Qui tacet, consentit. Dum docemus, discĭmus. Bene linguam Latinam disco. Aquĭla non capat muscas. Non solum bene laborant, sed etiam bene vivunt. Assidĭte, quaeso! Aperīte libellos et legĭte! Convertĭte in Rossĭcum! Respondēte ad interrogāta! Notāte bene et mandāte memoriae dicta Latina! Noli me tangĕre! Nolīte laudāre! Dic, quod est clarum; fac, quod est bonum!

 

 

 

 

   словарь

 наверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   задания

 наверх

 

1. Прочитайте следующие предложения, проанализируйте их состав и переведите.

Terra est sphaera. Scientia est potentia. Discipŭlus es, magister sum. Discipŭli boni estis. Non semper contra vos sumus. Terra et luna sunt astra. In luna non est vita. Non solum in terra, sed in aqua sunt bestiae. Inter domĭnum et servum nulla amicitia esse potest. Praeterĭta mutāre non possŭmus. Homĭnes et prodesse possunt et obese. Homo herbam non ēst.

 

2. Прочитайте и переведите с помощью словаря следующий текст

                                                                                                 De Italia et de Roma

Discipŭli in sholam veniunt. Ibi magistrum salutant: «Salve, vagister!» Magister tabŭlam monstrat: «Terras Europae in tabŭla vidētis. Terrae Europae sunt: Graecia, Gallia, Hispania, Britannia, Hibernia, Germania, Helvetia.» Nunc interrŏgat: «Ubi est Italia? Ubi est Roma

Discipŭli narrant: Italia quoque est terra Europae. Italia magna paeninsŭla est. In Italia est Roma, urbs magna et celĕbris. Roma condĭta est in Latio, in sinistra ripa Tibĕris, ut fama est, anno DCCLIII (septingentesĭmo quinquagesĭmo tertio) ante aeram nostram. In Roma videmus multa pulchra monumenta Romanorum antiquorum. Vias Romae statue ornant. Lingua Latina lingua Romae est.

Romani Romam suam valde amant. «Civis Romanus sumdicunt.

 

 

 

 

    теория   упражнения   словарь   задания   вернуться  
Сайт управляется системой uCoz