теория | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спряжение глаголов в прошедшем и будущем времени изъявительного наклонения действительного залога
При образовании личных форм прошедшего времени изъявительного наклонения действительного залога (Imperfectum indicativi activi) к основе глагола сначала присоединяются суффиксы, а затем личные окончания. У глаголов I и II типа спряжения используется суффикс -bā-, у глаголов III и IV типа суффикс -ēbā-. В 1-м лице ед. ч. вместо личного окончания -о появляется окончание -m. Остальные окончания те же, что и при образовании личных форм настоящего времени.
Imperfectum indicativi activi
Примечания:
1. У глаголов III-б типа основа
оканчивается на ĭ во всех личных
2. Личные формы глаголов IV типа
здесь полностью совпадают с
При образовании личных форм будущего времени изъявительного наклонения действительного залога (Futurum I indicativi activi) используются: 1) суффикс -b- у глаголов I и II типа, 2) суффикс -е- у глаголов III и IV типа кроме 1-го лица ед. ч., где вместо суффикса -е- появляется суффикс -а-, после которого употребляется личное окончание –m-. В остальных формах используются обычные личные окончания. Тематические гласные ĭ и ŭ вставляются перед согласными окончаний только у глаголов I и II типа после суффикса -b-.
Futurum I indicativi activi
Сравните спряжение глагола esse «быть» во всех инфектных временах indicativi activi и запомните его. Обратите внимание на изменение -s- основы этого глагола в Imperfectum и Futurum I по закону ротацизма.
Спряжение глагола esse в инфектных временах
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проспрягайте в Imperfectum indicativi activi следующие глаголы:
dăre, debēre, agēre (Ш-а), jacĕre (III-б), scīre, sperāre, tacēre, struĕre (Ш-а), capĕre (III-б), sentīre, vetāre, docēre, colĕre (III-a), cupĕre (III-б), dormīre.
2. Проспрягайте в Futurum I indicativi activi глаголы, данные в упражнении 1.
3 .Проанализируйте состав следующих предложений, определите представленные в них глагольные формы и переведите все на русский язык с помощью словаря.
1. Semper bene audiebamus et narrabamus. 2. Laborabimus, discemus et gaudebimus. 3. Cur male agebas? 4. Non saepe errabat. 5. Tempus consilium dabit. 6. Semper valere debetis. 7. Bene legebam, sed male scribebam. 8. Si bene laboratis, laudamus. 9. Stellas caeli nunquam numerabitis. 10. Quid ibi facietis? 11. Librum de Roma legemus. 12. Interdiu laboras, noctu dormis. 13. Cur non venietis? 14. Sum, qualis eram. 15. Его, qualis sum. Ift. Qui tacebat, consentiebat. 17. Ubi eras? Ubi eris? 18. Non poteram gaudere, aegrotus eram. 19. Poterit respondere bene. 20. Audite multa, dicite pauca. 21. Noli dicere, quod non videbas. 22. Nolite tacere, si dicere debetis.
4 .Прочитайте следующий текст без словаря, передайте его содержание по-русски.
De Cicerone Marcus Tullius Cicero (anno СVI -XLIII ante aeram nostram) non solum egregius orator erat, sed etiam clarus scriptor Latinus. Libri Ciceronis varii sunt, nam vir erat doctus. Non solum libri scriptorum Romanorum Ciceroni noti erant, sed etiam libri scriptorum Graecorum. Anno LXIII ante aeram nostram Cicero erat consul Romanus. Cicero propter merita sua pater patriae appellatus est. Magna est gloria tua, Marce Tulli!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
словарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Прочтите следующий текст и переведите его со словарем.
De militibus Romanis Magnus erat numerus milltum Romanorum. Milites Romani bellicosi erant. Milites Romani aut pedites erant, aut equites. Peditum et equitum arma erant gladii, hastae, scuta. Gladiis et hastis pugnabant. Equitibus Romanis equi egregii erant. In signis exercitus Romani hae litterae erant: SPQR. Legionibus Romanis consules praeerant. Milites Romani egregii custodes defensoresque civitatis suae erant. Pericula et labores magnos patienter tolerabant. Clades Romanorum rarae erant. Gloria victoriarum Romam ornabat. Multi milites in classe militabant. Omnes naves Romanorum trans maria currebant. In puppi navis gubernator sedebat et earn gubernabat. Naves in Ostia, portu prope Romam, stationem habebant. 2. Перепишите, пожалуйста, текст о римской школе (см. урок №7) в простом прошедшем времени.
|