Занятие 17

 
    теория   упражнения   словарь   задания   вернуться  
     теория  
 

Неопределённая форма глагола – инфинитив

 

Неопределенная форма глагола в латинском языке,  инфи­нитив, может изменяться по временам в Praesens, Perfectum и Futurum в действительном (активном) и страдательном (пас­сивном) залогах. Поэтому в латинском языке возможно вы­деление шести инфинитивов.

1. Infinitivus praesentis activi (инфинитив настоящего вре­мени активного залога = словарная форма глагола) образует­ся от основы инфекта с помощью суффикса -re (-ere в 3-ем спряжении), напр.:

amare «любить»

            scribere «писать»

2. Infinitivus praesentis passivi (инфинитив настоящего вре­мени пассивного залога) образуется также от основы инфек­та, но с помощью пассивного суффикса -ri (-i в 3-ем спряже­нии), напр.:

amari «быть любимым»       

scribi «быть написанным»

3. Infinitivus perfecti activi (перфектный инфинитив актив­ного залога) образуется от основы перфекта с помощью суф­фикса -isse, напр.:

amavisse «полюбить»           

scripsisse «написать»

 

Nota bene!

Остальные три инфинитива образуются аналитически от прича­стий или супина со вспомогательными глаголами.

 

4. Infinitivus perfecti passivi (перфектный инфинитив пас­сивного залога) образуется от participium perfecti passivi (при­частие совершенного вида пассивного залога) и глагола esse «быть». Причастие имеет согласуемые окончания, ср.:

amatus, -a, -um esse  быть любимым, любимой

От этого инфинитива образуются пассивные формы сис­темы перфекта, напр.:

Perfectum       amatus sum я был любим (когда-то)

Plusquamperfectum amatus eram я был любим (прежде того)

Futurum II      amatus еrо   я буду любим (до чего-л.)

 

5. Infinitivus futuri activi (инфинитив будущего времени ак­тивного залога) образуется от соответствующего причастия (participium fiituri activi) и глагола esse «быть», напр.:

amaturas, -a, -um esse         собираться любить (перевод условный)

 

6. Infinitivus futuri passivi (инфинитив будущего времени пас­сивного залога) образуется от формы супина на -um и вспомога­тельного глагола iri (пассивная форма от ire «идти»), напр.:

amatum iri        собираться быть любимым (перевод условный)

 

Не все латинские глаголы имеют шесть инфинитивов. На­пример, у глагола esse «быть» всего три инфинитива:

Infinitivus praesentis  esse

Infinitivus perfecti      fuisse

Infinitivus futuri         futurus, -a, -um esse или fore

 

Всего три инфинитива имеют также депонентные (отложи­тельные) глаголы — verba deponentia. К ним относятся глаго­лы, имеющие только формы пассивного залога с активным значением, но не имеющие активных форм: I спряжение arbitrari «думать, считать, полагать», III спряжение loqui «говорить, бе­седовать, высказываться» и др. Ср.: praesens — arbitrari; perfectum — arbitratus, -a, -um esse; futurum — arbitraturus, -a, -um esse.

7.         В составе предложения все инфинитивы могут высту­пать в разных синтаксических функциях, например в роли подлежащего (subjectum) или именной части сказуемого — предикатива (praedicativum); но чаще всего они используются в качестве дополнения (objectum), ср.:

Vivere est cogitare.      Жить значит мыслить.

Grammatica docet recte scribere.      Грамматика учит правильно писать.

8.         Иногда прямое дополнение — инфинитив усложняется наличием еще одного или двух дополнений — существитель­ных или местоимений в аккузативе. Такой оборот называется accusativus cum infinitivo (аккузатив с инфинитивом). Он яв­ляется в целом сложным дополнением к сказуемому, а на рус­ский язык переводится обычно в виде придаточного предло­жения, напр.:

Puto fratrem dormire.              Я думаю, что брат спит.

Video eum librum legere.     Я вижу, что он читает книгу.

Подобные предложения имеются и в других языках, ср.:

русск.: Я учу его писать.

нем.: Ich hore ihn singen.

англ.: I hear him sing.  Я слышу, что/как он поет.

франц.: Je 1'entends chanter.

9.         В пассивных предложениях с глаголами говорения, мысли, чувственного восприятия и т.п. встречаются оборот nominativus cum infinitivo (номинатив с инфинитивом), кото­рый состоит из существительного в именительном падеже и глагола в инфинитиве. Такие обороты также переводятся при помощи придаточного предложения, ср.:

Videtur amicus scribere.       Видно, что друг пишет.

Личные местоимения в именительном падеже в этих обо­ротах обычно опускаются, ср.:

Videor bene legere.                 Кажется, что я хорошо читаю.

Diceris noster amicus esse.    О тебе говорят, что ты наш друг.

 

 

   упражнения

 наверх

 

1. Прочтите предложения, проанализируйте употребле­ние в них инфинитивов и переведите все на русский язык.

1. Errare humanum est, stultum est in errore perseverare. 2. Imperare sibi — maximum imperium est. (Seneca) 3. Jucundissimum est amari, sed non minus amare. 4. Ubi vinci necesse est, expedit cedere. 5. Nemo debet bis puniri pro uno delicto. 6. Solem Persae unum deum esse credunt. (Justinus) 7. Graeci sperabant Trojam deletum iri. 8. Caesar narrat Gallos a Romanis vinci. 9. Aesopus servus fuisse traditur. 10. Fama est Homerum caecum fuisse. 11. Caesar scribit Gallos fortiter pugnare. 12. Scio me multa nescire. (Socrates) 13. Legem brevem esse oportet, quo facilius ab imperitis teneatur. 14. Qui tacet, consentire videtur. 15. Disciplina druidum in Britannia reperta atque inde in Galliam translata esse existimatur. (Caesar) 16. Sentiebam me senem fieri. (Seneca)

 

2. Прочтите текст без словаря, передайте его содержа­ние по-русски.

In schola

Discipulae in scholam veniunt. Ibi magistram salutant: «Salve, magistra!» Magistra responded: «Salvete, discipulae!» Puellae in schola legunt et scribunt. Tum magistra interrogat: «Ubi est Italia?» Una puellarum respondet: «Italia est in Europa». Et magistra narrat: «Italia est antiqua terra Europae. Italia paeninsula est. Incolae Italiae sunt agricolae. Etiam nautae in Italia habitant. In Italia Roma est. Poetae fabulas de Roma scribunt et Romam celebrant.» Magistra discipulis librum dat et dicit: «Discipulae, librum aperite et fabulam Phaedri, poetae Romanorum, de lupo et agno legite!»

 

3. Сделайте письменный перевод текста с помощью словаря.

De educatione et eruditione puerorum

Pueri Romanorum nobilium, sive ad juris scientiam se inclinaveiant sive aptos se ad dicendum putaverant, apud optimos juris consultos vel dicendi magistros concurrebant, ut litteris studerent et leges discerent. Multi juvenes Romani cupiditate discendi ducti Athenas ierunt. Ibi clarissimos Graecorum philosophos aut dicendi magistros audiebant, quaeque ad bene dicendum necessaria putabant, memoriae mandabant. Ubi Romam redierunt, civitatem administrantes bene dicendo, prudenter suadendo, juste imperando mentes civium saepe movebant. Munera publica bene administrando magnam saepe gloriam sibi pepererunt.

 

 

   словарь

 наверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   задания

 наверх

 

1. Определите форму глагола.

1. Mittes. 2. Mittebat. 3. Mittit. 4. Habet. 5. Vivent. 6. Vivunt. 7. Vivebant. 8. Valent. 9. Valebit. 10. Dicetis. 11. Dicebatis. 12. Dicam. 13. Docetis. 14. Docebas. 15. Ducet. 16. Ducit. 17. Ducebat. 18. Videmus. 19. Videbat. 20. Parent. 21. Parebam. 22. Parabam. 23. Parat. 24. Parabunt. 25. Parient. 26. Parit.

Образец:

 mittesfut.I, ind.act., 2 лицо, sing., от mitto 3 – ты пошлешь, ты будешь посылать.

 

2. Прочитайте и переведите текст

 

 

De domo Romana

Domus multorum Romanorum parvae erant. Divites Romani non in urbe, sed in oppidis ad mare sitis pulchras domos sibi aedificaverunt. En domum Romanum Greaco exemplo aedificatam videmus. En ostium latum videre possumus. Porticus ampla ostium ornat. Ante domus lauros altas et quercus umbrosa sunt.Vestibulum, atrium, tablinum, cubicula in domo sunt. Atrium in media domo est, tectum eo apertum est et in medio id fons parvus impluviumque videmus. Etiam peristylium, Graeco modo paratum, statuis ornatum videmus. Post domum hortus est, ubi pulchrae et multae plantae, rubras et albas rosas, liliae albae et violae pulchrae sunt.

3. Мы можем не только читать и писать по-латыни, но также и говорить. Попытайтесь рассказать о своём доме, используя некоторые из этих слов:

 

Greaco exemplo,

 

Graeco modo

 

ostium, i

vestibulum, i

atrium, i

tablinum, i

 

porticus, i f

quersus, i f

tectum, i n

impluvium, i n

– по греческому образцу,

– греческим способом

– вход

– передняя

– атрий, зал

– терасса, кабинет

– портик

дуб

потолок

бассейн

cubiculum, i

peristylium, i

 

paratus, a, um

planta, ae

ruber, rubra, rubrum

alba, ae

rosa, ae

lilium, i

viola, ae

 

– спальня

– перистиль, коллонада

– устроенный

– растение

– красный

 

белый

роза

лилия

фиалка

 

 

    теория   упражнения   словарь   задания   вернуться  
Сайт управляется системой uCoz