теория | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образование и употребление конъюнктива
Сослагательное наклонение, или конъюнктив (modus conjunctivus), служит для выражения действия предполагаемого, возможного или желаемого. В латинском языке это наклонение имеет 4 времени: praesens, imperfectum, perfectum и plusquamperfectum. В русском языке всем таким формам соответствует одна форма прошедшего времени с частицей «бы», напр.: «Я сделал бы». 1. Praesens conjunctivi (настоящее время сослагательного наклонения) как в пассиве, так и в активе у глаголов 1-го спряжения образуется путем замены гласного основы инфекта -а-на суффикс -e-. У глаголов остальных трех спряжений к основе добавляется суффикс -а-. После суффиксов конъюнктива используются обычные личные окончания активного или пассивного залогов. Praesens conjunctivi activi
Praesens conjunctivi passivi
2. Imperfectum conjunctivi (прошедшее незаконченное время сослагательного наклонения) обоих залогов всех типов спряжения образуется путем прибавления к основе инфекта суффикса -re- и обычных личных окончаний актива или пассива.
Imperfectum conjunctivi
3. Perfectum и plusquamperfectum conjunctivi activi образуются от основы перфекта при помощи суффиксов: для перфекта -eri-, а для плюсквамперфекта -isse- с обычными активными окончаниями. Формы пассива образуются аналитически от причастия с использованием соответствующих личных форм глагола esse, см. ниже п. 4.
Perfectum conjunctivi activi
Plusquamperfectum conjunctivi activi
* Элемент -vi- перед s может пропускаться, т.е. amavissem > amassem, amavisses > amasses.
4. Спряжение глагола esse, как и производных от него глаголов, имеет свои особенности также в сослагательном наклонении, ср.: Спряжение esse в конъюнктиве
Nota bene! Личные формы презенса и имперфекта глагола esse в сослагательном наклонении с причастиями perfecti passivi используются для образования перфекта и плюсквамперфекта пассивного залога сослагательного наклонения, ср.:
Образование перфектных форм пассивного залога в конъюнктиве Perfectum conjunctivi passivi Singularis: amatus, -a, -um sim/sis/sit Pluralis: amati, -ae, -a simus/sitis/sint Plusquamperfectum conjunctivi passivi Singularis: amatus, -a, -um essem/esses/esset Pluralis: amati, -ae, -a essemus/essetis/essent
5. В самостоятельных предложениях конъюнктив выражает волю, желание, побуждение, приказание или требование, напр.: Gaudeamus! Давайте же радоваться! Amemus patriam! Да будем же любить отечество! Dicas! Сказал бы ты! Да говори же! Ne dicas! Да не скажи! Vivat! Да здравствует! Sint in flore! Да процветают! В других случаях возникает значение уступки, допущения, возможности или недоумения, колебания, неуверенности, напр.: Sit hoc verum Допустим, что это верно Dixerim Я бы сказал Quod agam? Что же мне делать?
В придаточных предложениях формы конъюнктива используются при согласовании времен (consecutio temporum), а также в косвенной речи. Время сослагательного наклонения в придаточном предложении зависит от времени глагола в главном предложении и от соотношения действий в придаточном и главном: Cum ad te venire non potuerim, epistulam ad te mittam. - Поскольку я не смог бы прийти к тебе, отправляю тебе письмо. Interrogo, quid legas. Я спрашиваю, что ты читаешь. Interrogabo quid legeris. Я спрошу, что ты читаешь. Interrogabam quid legeres. Я спрашивал, что ты читаешь.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Прочтите предложения, проанализируйте употребление форм конъюнктива и переведите все на русский язык. I. Sis felix! 2. Sint Candida fata tua! 3. Prosit! 4. Fiat lux! 5. Pereat tristitia! 6. Dum spiramus, speremus! 7. Vocem rationis semper audiamus! 8. Feci quod potui, faciant meliora potentes! 9. Qui aures habet, audiat. 10. Ametis patriam vestram et pareatis legibus ejus. 11. Do ut des, facio ut facias. 12. Quid faciant leges, ubi sola pecunia regnat? (Petronius) 13. Si id credidisses, erra(vi)sses. 14. Magister explicavit, ubi sita esset Graecia. 15. Litterae, cum sint paucae, tamen innumerabilia verba efficiunt. 16. Laudetur Jesus Christus! 17. Quod bonum, felix, faustum fortunatumque sit! (традиционное пожелание, часто записываемое как аббревиатура QBFFFQS) 18. Audiatur et altera pars! 19. Quis aures habet, audiat. 20. Edimus ut vivamus, non vivimus ut edamus. 21. Diogenes aliquando accensam lucernam manu tenens in foro ambulabat, cum dies esset. A civibus interrogatus, cur lucernam accendisset: «Hominem, — inquit, — quaero».
2. Прочтите и переведите следующий текст. Найдите в нем предложения с формами конъюнктива. De corvo et vulpe Corvus, caseo rapto, cum praeda in arborem volavit. Vulpes casei cupida: «Quam pulchre, — inquit, — pennae tuae sunt! Quanta est pulchritudo corporis tui et capitis! Si vocem dulcem haberes, nemo te superaret!» His verbis audltis, corvus stultus, de caseo non cogitans, cantavit, ut vocem suam ostenderet. Illo autem cantante, vulpes praedam abstulit.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
словарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Следующие слова и выражения помогут вам рассказать о вашем городе и учебном заведении. Подготовьте небольшое сообщение.
Вам, вероятно, пригодятся несколько повседневных выражений, необходимых при разговоре. Выучите и используйте их в своей речи.
|