Урок 1   Понятие «государство» и причины его появления

 
  вернуться

 

 
 

содержание 1

содержание 2
контрольные вопросы

 

 
  содержание 1

 

 
 

Общество и государство

Изучение основ государства и права следует начать с рассмотрения вопросов о понятии государства и его социальном назначении. Однако того чтобы понять, что представляет собой государство и какова его роль в жизни общества, необходимо вначале уяснить, когда и по­чему оно возникло, так как, по современным научным данным, госу­дарство существовало не всегда, и в истории человечества был период, когда государства не было.

Общество — это совокупность людей, объединенных общими ин­тересами, а также всех форм их совместной деятельности и разнооб­разных общественных отношений, в которых поддерживается опреде­ленный порядок. Первое в истории общество называется первобыт­ным, родовым обществом. Для него характерно то, что люди жили сообща, объединяясь в большие семьи — родовые общины и племена по признаку кровного родства, так как выжить в одиночку было не­возможно. Они добывали себе средства существования охотой, рыбо­ловством, собирательством дикорастущих съедобных плодов и злаков, т.е. вели так называемое присваивающее хозяйство, потребляя произ­веденные природой продукты. В этом обществе все добываемое нахо­дилось в общественной собственности и делилось поровну, а потреб­лялось без остатка, поэтому отсутствовало неравенство: все были равны и свободны. Разделение труда существовало только между мужчинами и женщинами, а также по возрасту (естественное, половозрастное).

Однако уже в родовом обществе появляется такое социальное (об­щественное) явление, как власть, которая была необходима, чтобы руководить, управлять обществом, обеспечивать нормальные условия его жизнедеятельности, упорядочивать поведение людей и поддержи­вать порядок. Любая власть представляет собой реальную возможность подчинять своей воле поведение и деятельность других людей. Власть в первобытном обществе — это еще не государственная власть. Ее осо­бенностью является отсутствие специальных, выделенных из общества органов (правительство, полиция, суды и т.п.), осуществляющих уп­равление и принуждение. Это была общественная власть, при которой наиболее важные вопросы (например, войны и мира) решались на общем собрании всех взрослых членов рода. Оно же являлось и высшей судебной инстанцией. Для повседневного управления собранием из числа наиболее уважаемых сородичей избирались родовые старейши­ны, которые объединялись в совет старейшин, управлявший племенем, а для ведения войны с другими племенами избирались военные вож­ди — наиболее храбрые, сильные воины.

Эти избранные представители родовой (общественной) власти не обладали никакими привилегиями и не располагали специальными средствами и органами принуждения. Их власть опиралась лишь на личный авторитет, поскольку соплеменники, избрав наиболее мудрых, опытных, знающих родовые обычаи и запреты, в большинстве своем добровольно подчинялись их распоряжениям, ибо только так общество могло выжить в суровых условиях жестокой борьбы за свое существо­вание.

С течением времени первобытное общество не оставалось неизмен­ным. В нем происходили процессы, которые постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникнове­нию государства.

 
 

к оглавлению

 

 

 

 
  содержание 2

 

 
 

Кризис первобытного строя, возникновение государства

Первобытно-общинная форма устройства об­щества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Эко­номическая жизнь первобытной общины основыва­лась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития произво­дительных сил. Добываемое членами общины поров­ну делилось между ними. Слабая техническая осна­щенность заставляла людей объединяться. Отсюда коллективная собственность на средства и результат труда.

Коллективная собственность на землю, орудия тру­да и предметы быта ставили во главу угла интересы коллектива, а не индивида. Между членами рода су­ществовала кровно-родственная связь. На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господст­вующее положение в общине. Ее труд являлся экономи­ческим фундаментом жизни общины.

Неолитическая революция (рубеж VII-V тыся­челетий до н. э.) и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благо­приятными условиями появляются первые земледель­ческие общества. Они переходят от охоты и собира­тельства к производящему хозяйству.

Рост земледельческих общин приводит к их расши­рению и делению по семейно-родственному (клано­вому) принципу. На территории одной земледельче­ской общины могли находиться сразу нескольких кланов.

 Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в це­лом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, воена­чальников. Последние не имели материальной заин­тересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.

Авторитет власти собрания был непререкаем. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполно­моченные лица, пользующиеся уважением. Постепен­но у них появляются привилегии и расширяется круг обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства.

В первобытном обществе существовала развитая система запретов - табу. Одним из первых был за­прет на убийство соплеменника. Нарушение табу стро­го каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.

Усложнение социальных связей внутри родов поро­дило разделение труда. Культурные и производ­ственные навыки открыли дорогу новым отраслям хозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.).

Постоянный рост производства привел к накопле­нию излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.

Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати - жрецов, военачальни­ков, старейшин. Скот стал предметом обмена - день­гами первобытно-общинных обществ. Все это вытес­няло коллективные формы собственности. Возникали: 1) частное хозяйство; 2(частная собственность на средства производства.

Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д.

 
 
 

к оглавлению

 

 

 
  контрольные вопросы

 

 
 

1.                 Что такое государство? Когда оно возникло?

2.                 Назвать основные причины появления государства.

3.                 Рассказать об изменениях, которые произошли в жизни первобытного общества, что способствовало появлению государства?

 
 
 

к оглавлению

 
  вернуться  
Сайт управляется системой uCoz