Урок 2   Теория происхождения государства

 
  вернуться

 

 
 

содержание 1

содержание 2
контрольные вопросы

 

 
  содержание 1

 

 
 

Таковых теорий много. Основные из них: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская). Наиболее популярны в мире: теологическая (идеи божественного происхождения государства и права), патриархальная (государство появляется из разросшейся семьи), договорная (государство как результат добровольного объединения людей на основе договора), и материалистическая (государство приходит на смену родоплеменной организации, а законы – обычаям).

 

 
 

к оглавлению

 

 

 

 
  содержание 2

 

 
 

На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические эпохи, их авторы придерживались различных идеологических и философских взглядов, обращали внимание на те или иные исторические особен­ности развития общества, своеобразные условия, способствовавшие возникновению государства в разных регионах земного шара и у разных народов, а затем придавали им универсальное значение, делая вывод, что так же происходило образование государства везде.

Древнейшей из всех является теологическая теория, согласно кото­рой источником государственной власти является божественная воля. Религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (на­пример, итальянский католический теолог, монах-доминиканец Фома Аквинский), а также идеологи ислама и современной католической церкви (французский философ-богослов XX в. Жак Маритен и др.) утверждают, что государство существовало всегда, оно вечно, и народ должен во всем ему повиноваться.

В современной теории не отрицается, что в возникновении госу­дарства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь.

Одной из известных с давних времен является патриархальная тео­рия (древнегреческий философ Аристотель), объясняющая происхож­дение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими под­данными, обязанными ему подчиняться, .а он должен проявлять о них отеческую заботу (дальнейшее развитие получила в трудах английского мыслителя середины XVII в. Фильмера, русского социолога и публи­циста конца XIX в. Н.К. Михайловского). Созданию этой теории спо­собствовала несомненная роль семьи и ее развития в формировании государства.

Весьма прогрессивной для своего времени (и не утратившей зна­чения и поныне) была договорная теория, согласно которой люди за­ключили договор с государством, передав ему часть своих прав, при­надлежащих им от рождения, для того, чтобы оно от их имени обеспе­чивало управление обществом и порядок. Если же условия договора будут правителем нарушены, то народ имеет право его заменить. Пред­ставителями этой теории были такие крупные мыслители своего вре­мени, как нидерландский философ второй половины XVII в. Барух Спиноза, английский философ Дж. Локк (XVII в.), Ж.Ж. Руссо (XVIII в.), А.Н. Радищев и др. В этой теории нашли отражение имев­шие место в образовании некоторых государств исторические факты. Например, договоренность феодальных ..городов с князем о том, что город материально обеспечивает князя, а тот в свою очередь обязуется защищать город от врагов.

По мнению сторонников теории насилия (немецкий историк и эко­номист конца XIX — начала XX в. Каутский, австрийский государствовед второй половины XIX в. Гумплович), государство возникло по­тому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые и создали специальный аппарат управления и подавления, чтобы уп­равлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность. В основу этой теории положены такие исторические факты, как, напри­мер, завоевание пришедшей в упадок Римской империи племенами древних германцев.

Ирригационная теория (Виттфогель, современный немецкий уче­ный) обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусствен­ного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла не­обходимость в организации крупных общественных работ по стро­ительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат — государство.

В отечественной науке семь десятилетий господствовала марксист­ская теория происхождения государства, согласно которой на опреде­ленном этапе развития общества вследствие развития его производи­тельных сил (отделения скотоводства от земледелия, появления реме­сел, торговли) появляются излишки сверх необходимого для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возни­кает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, машина, с помощью которой можно удерживать в повинове­нии угнетенный класс.

В современной теории не отрицается, что в марксистском учении нашли отражение процессы, в действительности происходившие на европейском континенте в I тысячелетии до н.э. (Древняя Греция, Древний Рим), где классовое разделение общества было основным фактором, приведшим к возникновению государства. Однако изучение исторических процессов в других регионах земного шара, в частности, Древнего Востока в IVIII тысячелетиях до н.э., показывает, что в марксизме преувеличена роль классов и классовых противоречий в образовании государства и далеко не везде оно возникало подобным образом.

Современный подход к проблеме происхождения государства бази­руется на новейших достижениях таких наук, как археология, этногра­фия, история первобытного общества, позволивших сделать вывод о том, что первые в истории человеческого общества государства воз­никли в тех регионах земного шара, где были благоприятные условия для занятия земледелием (плодородная почва, теплый климат), что способствовало переходу от присваивающего к производящему хозяй­ству, т.е. к новому способу существования. Произошло это в эпоху нового каменного века, называемого в археологии «неолитом», поэто­му сам переход назвали «неолитической революцией». Суть ее в том, что люди стали возделывать земли, разводить скот, заниматься различ­ными ремеслами, т.е. специально производить продукты, необходимые для жизни. Эти изменения в способе производства привели к тому, что возникла потребность в управлении производством., распределением и потреблением. Поэтому стали выделяться люди, которые осущест­вляли учет трудовых затрат каждого члена общины, руководили созда­нием и распределением общественных запасов, т.е. занимались управ­лением. Затем для этого стали создаваться специальные органы, чего не было в первобытном обществе. Постепенно формировался город-государство, выполнявший роль аппарата управления делами раннезем­ледельческой общины, но не аппарата классового подавления и наси­лия, как утверждалось в марксизме. Одновременно происходило соци­альное расслоение, в обществе зарождались различные социальные группы, классы. И по мере того как появляются богатые и бедные, свободные и зависимые, государство, возникшее для управления делами всего общества, постепенно начинает использоваться и для защиты интересов одного экономически господствующего класса.

Таким образом, современная теория, используя новейшие научные знания, не отрицает материалистический и классовый подход к вопро­су о происхождении государства, однако существенно дополняет его с учетом закономерностей возникновения раннеклассового государства. Кроме этого, отмечается и учитывается все то положительное, что со­держится в каждой из рассмотренных выше теорий происхождения государства.

 
 
 

к оглавлению

 

 

 
  контрольные вопросы

 

 
 

1.                 Какие теории происхождения государства существуют?

2.                 Какая из них тебе кажется наиболее правильной? Почему?

 
 
 

к оглавлению

 
  вернуться  
Сайт управляется системой uCoz