Урок 4   Форма государства. Политические режимы

 
  вернуться

 

 
 

содержание 1

содержание 2
контрольные вопросы

 

 
  содержание 1

 

 
 

Государство всегда имеет определенную форму. Эта общая форма складывается из трех частей: формы правления, фор­мы государственного устройства и государственного (поли­тического) режима.

По форме правления государства различаются в зависимо­сти от того, как образуются органы власти (высшие и мест­ные), как складываются взаимоотношения между ними, од­ним ли лицом осуществляется верховная власть или выбор­ным органом. Если одним лицом, да еще и наследуется, то мы имеем дело с монархией (например, Великобритания, Да­ния, Норвегия). Монархия бывает дуалистической (законода­тельная власть у парламента, подчиняющегося монарху, ко­торый осуществляет исполнительную власть) и парламен­тарной (власть монарха существенно ограничена, а иногда и сведена к нулю законодательной властью парламента, изби­рающего и исполнительную власть). Основные европейские монархии являются парламентарными. Если верховная власть (ее орган, как правило, парламент) избирается на пери­одически устраиваемых всенародных выборах, то ошибки быть не может: перед нами республика. Республики бывают президентскими (соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; например, в США), пар­ламентарными (слабая власть президента, сильная власть премьер-министра, назначаемого парламентом; например, Италия, Индия) и смешанными (объединены черты парла­ментарной и президентской республик; например, Франция, Россия). Форма государственного устройства характеризуется особенностями деления страны на административно-террито­риальные единицы, автономные образования. Существуют две формы государственного устройства: федерация и уни­тарное государство, При федерации входящие в состав стра­ны единицы (земли, штаты, области) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти (феде­ральной), устанавливается единое гражданство, денежная еди­ница и т.д. (как, например, в США, в Германии). Унитарное государство состоит из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, пра­вительства; в них назначаются управители, которые форми­руют местные органы управления (бывший СССР — типич­ное унитарное государство).

Существует и такая форма межгосударственного устрой­ства, как конфедерация. Она объединяет полностью незави­симые государства, которые при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определен­ных целях (военных, внешнеполитических и т.д.).

Государственный (политический) режим характеризуется совокупностью средств и способов осуществления в стране государственной власти. Режимы бывают демократически­ми, тоталитарными и авторитарными.

 

 
 

к оглавлению

 

 

 

 
  содержание 2

 

 
 

Форма государства

Любое государство помимо его сущности и социального назначе­ния характеризуется также некоторыми внешними признаками, в со­вокупности образующими его форму. Под формой государства понима­ется то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть. Для того чтобы получить наи­более полное представление о форме какого-либо конкретного госу­дарства, надо/1 осмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):

1) следует выяснить, кому принадлежит верховная власть, как фор­мируются высшие органы государственной власти, какова их струк­тура и объем властных полномочий, как они взаимодействуют с на­родом и друг с другом. Этот элемент формы государства называется формой правления. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые в свою очередь подразделяются на виды;

2)  необходимо установить, как организована территория государ­ства, на какие части она делится, каковы отношения государства в целом с его составными территориальными единицами. Этот элемент формы государства называется формой территориального государствен­ного устройства. Различают две основные формы государственного уст­ройства: унитарное и федеративное государство;

3) следует уточнить, какие способы и средства использует государ­ство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве. Этот элемент формы го­сударства называет государственным (политическим) режимом. Все го­сударственные (политические) режимы принято делить на демократи­ческие и антидемократические.

Все перечисленные элементы формы государства более подробно рассматриваются ниже.

Форма каждого конкретного государства как совокупность указан­ных элементов (формы правления, формы государственного устройст­ва и государственного режима) складывается исторически под влияни­ем целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом, и отноше­ния между основными политическими силами в нем. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и со­отношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в средние века, например, наиболее распространенной формой правле­ния была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что помимо названных выше факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, историчес­кие традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

В зависимости от формы правления различают монархию и респуб­лику. Наиболее древней из них является монархия (греч. monos — один, arche — власть), означающая «власть одного», «единовластие». Монар­хией называется форма правления, при которой верховная власть при­надлежит одному лицу — монарху, получающему ее, как правило, по наследству (народ никакого участия в этом не принимает) и на всю жизнь, а не на определенный срок. Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния.

Государство, в котором монарх ни с кем не делит верховную власть: сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд и управляет государством по собственному усмот­рению, а если привлекает советников, то их советы для него не обяза­тельны, — называется неограниченной, или абсолютной, монархией. Та­кими были восточные деспотии (Древний Египет, Древний Китай и др.), где монарх (фараон, император) обладал неограниченной влас­тью. В абсолютных монархиях власть монарха обожествляется, при­знается естественным неравенство людей, но при этом все (даже выс­шие сословия) считаются подданными монарха и обязаны ему пови­новаться. Там провозглашаются всеобщая любовь и преданность мо­нарху, безграничное доверие к нему. Народ никакого участия в управлении государством не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять существующие тра­диции.

Абсолютные монархии существовали и в эпоху рабовладения (на­пример, античная Римская империя), однако наиболее часто встреча­ющейся формой правления монархия была в эпоху средневековья. Для периода феодальной раздробленности была характерна раннефеодаль­ная монархия, когда в каждом отдельном княжестве или графстве был свой единичный правитель, являющийся носителем верховной власти на своей территории. С преодолением феодальной раздробленности и централизацией государства появляется такая форма правления, как сословно-представительная монархия, где наряду с монархом существу­ют органы, представляющие разные сословия, с которыми монарх вы­нужден считаться при решении важнейших вопросов (например, в Рос­сии в XVII в. Земский собор при царе). Эта монархия уже является частично ограниченной.

В эпоху позднего средневековья при определенных условиях (рав­новесии сил двух господствующих классов) возникают и абсолютные монархии. В России эпоха самодержавия началась при Петре I, кото­рый в начале XVIII в. был провозглашен первым русским императором, а закончилась в первой четверти XX в.

После буржуазных революций в ряде стран на смену абсолютным монархиям пришли ограниченные конституционные монархии, где на­ряду с главой государства (монархом) существует другой высший орган (например, парламент). Среди ограниченных монархий различают ду­алистическую и парламентскую монархии. Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. на­значает и смещает министров по своему усмотрению, и они несут перед ним ответственность). При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей (депу­татов), который выражает интересы буржуазии и других слоев населе­ния. В современном мире такая монархия почти не встречается (при­мером могут служить Марокко, Иордания).

Парламентской (парламентарной) называется монархия, при кото­рой монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен и это юридически закреплено в основном законе (конституции). Даже если монарх назначает министров, то они несут ответственность перед пар­ламентом и зависят от его вотума доверия. Таких монархий в совре­менном мире много: это Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония и др. В Великобритании нет писаной конституции как единого право­вого акта, но действуют иные законы, ограничивающие власть монар­ха, почему и говорят, что «монарх царствует, но не управляет». При такой форме правления монарх является главой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивая стабильность обще­ства, выполняет представительские функции.

Другой основной формой правления является республика (лат. respublica — общественное дело). Республикой называется форма прав­ления, при которой верховная власть принадлежит органам, избирае­мым народом на определенный срок, при этом избранные представи­тели несут юридическую президентской республике осуществ­ляется коллегиальным органом — парламентом, избираемым населе­нием на определенный срок. Президент не вправе распустить парла­мент, а парламент может досрочно отстранить президента от должнос­ти (процедура отстранения называется импичментом), только если он нарушит конституцию или совершит преступление. ответственность за свои действия по управ­лению обществом. Теоретически в республике на любые должности может быть выдвинут любой гражданин из тех, кто не ограничен в своих правах по закону (например, отбывает уголовное наказание за преступление).

В древние века существовали античные рабовладельческие респуб­лики двух видов: демократическая (Древняя Греция), где все граждане (рабы таковыми не являлись) допускались к участию в выборах пред­ставительных органов государственной власти, и аристократическая (Древний Рим), особенность которой заключалась в том, что в выборах принимало участие только привилегированное меньшинство.

В средние века республики встречались редко и лишь в виде сво­бодных городов-республик (например, на Руси — Новгород и Псков).

Наибольшее распространение республиканская форма правления получила после буржуазных революций. В современном мире сущест­вуют две основные разновидности республики: президентская и парла­ментская (парламентарная). Для президентской республики (например, США) характерно, что президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует, т.е. назначает и смещает ми­нистров по собственному усмотрению. Правительство несет ответст­венность перед президентом. Парламент не осуществляет контроля за деятельностью правительства. Президент обладает также рядом других властных полномочий, например является верховным главнокомандующим. Законодательная власть в президентской республике осуществляется коллегиальным органом – парламентом, избираемым населением на определённый срок. Президент не вправе распустить парламент, а парламент может досрочно отстранить президента от должности (процедура отстранения называется импичментом), только если он нарушит конституцию или совершит преступление.

Парламентская республика (например, Германия, Италия) характе­ризуется тем, что президет, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом — премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах полу­чили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинст­во мест в парламенте. Правительство несет ответственность перед пар­ламентам, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Встречаются также смешанные республиканские формы правления, со­четающие в себе черты и президентской, и парламентской республики. К таким относится, например, Франция. Конституция РФ 1993 г. также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.

По форме государственного устройства (т.е. территориальной ор­ганизации государства) различают унитарное (простое) и федеративное (сложное). Унитарным (лат. unitas — единство) называется единое го­сударство, территория которого для удобства управления делится толь­ко на административно-территориальные единицы (области, районы, воеводства и т.п.), не обладающие признаками, государства. Все эти территориальные единицы управляются из единого центра. В унитар­ном государстве создается единая централизованная структура гос­аппарата, власть которого распространяется на всю территорию госу­дарства, т.е. имеется один парламент, один президент, одно правитель­ство. В Унитарном государстве существуют также единое законодатель­ство, единое гражданство, единая валюта, единые налоги. Примером унитарных государств сегодня являются Польша, Франция, Литва. Федеративным (лат. foedus — союз) является государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образова­ний, называемых членами (субъектами) федерации, но в каждой от­дельной федерации они могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны и др. Объединившись, члены федерации образуют новое госу­дарство и при этом некоторые свои властные полномочия передают вновь созданным федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет. В конституции федерации либо в специаль­ном договоре о ее создании (федеративный договор) закрепляется раз­граничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Таким образом, в федерации существует две системы органов государственной власти: федеральные, власть ко­торых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, которые могут самостоятельно решать только вопросы, ос­тавшиеся в их ведении. Законы в федерации также разделяются на федеральные (к ним относится и конституция федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и законы субъектов федерации, действующие только на территории того члена федерации, органами которого они приняты. При этом законы субъ­ектов федерации не должны противоречить федеральным законам, и в первую очередь федеральной конституции. Валюта в федерации едина, а гражданство — двойное, так как гражданин субъекта федера­ции одновременно является и гражданином федерации в целом. В ти­пичной (симметричной) федерации все ее члены имеют равные права и лишены возможности в одностороннем порядке принимать решение о своем выходе из федерации. В настоящее время федерациями явля­ются США, Германия, Индия, Россия.

От федерации следует отличать конфедерацию (лат. confoederatio -сообщество), представляющую союз суверенных государств, заключен­ный ими для достижения каких-либо ограниченных целей (например, совместного решения экономических проблем, обороны). Однако при этом новое государство, в отличие от федерации, не создается. Поэтому государства, вошедшие в конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет. В конфедерации нет единой территории, единого граж­данства и валюты. У субъектов конфедерации сохраняются свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти, своя конститу­ция. Они продолжают самостоятельно осуществлять всю полноту влас­ти на своей территории. Общие органы могут создаваться, но принятые ими решения должны быть утверждены (ратифицированы) высшими органами власти субъектов конфедерации и только после этого дейст­вуют на их территории. складывается под вли­янием очень многих факторов и весьма изменчив. Однако все режимы принято подразделять прежде всего на демократические и недемокра­тические (антидемократические). Выход из конфедерации может осуществляться в одностороннем порядке. История показывает, что конфедерации как непрочные объединения государств не существуют длительное время. Они либо распадаются по достижении поставленных целей, либо пре­вращаются в более прочный союз — федерацию, как это было в США, бывших первоначально (с 1776 по 1787 г.) конфедерацией.

Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя — сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Со­ставные части империи, как правило, имеют неодинаковое положение. Управляются они чиновниками, назначаемыми метрополией. Суще­ствовали империи с глубокой древности (империя Александра Маке­донского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, доре­волюционная Россия).

Рассмотрим разновидности государственного (политического) ре­жима. Истории известно множество различных государственных ре­жимов, так как этот элемент формы государства Критерием деления является степень демократизма в осуществлении государственной власти: участие наро­да в управлении общественными делами, гарантированность (обеспе­ченность) прав и свобод личности.

При демократическом режиме (греч. demos — народ, kratos — власть) народ признается источником власти, поэтому основные орга­ны власти (такие, как парламент) избираются населением и являются институтами представительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демо­кратический характер, они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время используются и институты прямой (непосредственной) демокра­тии, когда население само принимает те или иные решения, например, путем всенародного голосования, которое называется референдумом (именно так была принята в 1993 г. Конституция РФ).

Демократический режим обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и сво­бод, равный доступ для всех граждан и их общественных организаций к участию в государственных и общественных делах. При этом режиме существует многопартийность, допускается легальная (законная) оп­позиция и не подавляется инакомыслие.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения. Все антидемократические режимы объединяет то, что народ не при­знается источником власти и отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже запи­саны в конституции), фактически попираются, ограничиваются. Раз­личают такие виды недемократических режимов, как тоталитарный и авторитарный. При тоталитарном режиме (лат. totalis — весь, полный) государство осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает госу­дарственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере существует одна правящая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.

Экономика в основном ориентирована на военную промышлен­ность, т.е. происходит ее милитаризация.

Характерным признаком тоталитарного режима является вождизм, т.е. выделение вождя, личность которого, по сути, обожествляется, так как в массовом сознании с помощью средств информации насаждают­ся представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах. В условиях такого режима господствует единая официальная идеология, насаждаемая с помощью эффективной пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие не допускается. Все обществен­ные организации действуют под строгим контролем со стороны госу­дарства. Права и свободы личности грубо нарушаются. Власть осущест­вляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.

Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим, при котором господствующей является идея превосходства одной нации или расы. Ему свойственна крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Обосновывается это тем, что признанная высшей нация (раса) достойна лучшей жизни, чем дру­гие — неполноценные, и поэтому она может решать свои проблемы (экономические, социальные) за их счет. Низшие расы подлежат унич­тожению либо могут использоваться при необходимости как рабочая сила.

Авторитарным (лат. auctoritas — сила, власть, влияние) в соответст­вии с современными научными представлениями называется такой режим, который является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное отличие его от тоталитарного режима заключается в том, что государство уже не осуществляет пол­ного контроля над обществом. В частности, в экономической сфере

допускаются иные, помимо государственной, формы собственности, в том числе частная. Разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность частных лиц. Происходит оживление товарно-денежных отношений.

Одновременно наблюдается некоторое смягчение методов осу­ществления государственной власти: не проводятся массовые репрес­сии, в ограниченных пределах, но допускается инакомыслие, критика властей предержащих, борьба политических партий в парламенте. Од­нако серьезная оппозиция еще запрещена. Личные права и свободы уже формально провозглашаются, но фактически воспользоваться ими еще весьма затруднительно, так как они не защищаются и не гаранти­руются государством.

Как правило, при авторитарном режиме складываются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки. Это объясняется тем, что сильная власть необходима лидеру-реформатору для проведения реформ и подавления сопротивления им.

Как уже отмечалось, политический режим — это весьма подвиж­ный элемент формы государства, т.е. он не остается неизменным в каждом государстве с течением времени. В XX в. многие страны осу­ществили переход от недемократических тоталитарных и авторитарных режимов к демократическому режиму (Германия, Греция, Италия, Ис­пания, Португалия, Чили и др.).

 
 
 

к оглавлению

 

 

 
  контрольные вопросы

 

 
 

1.                 Что такое форма государства?

2.                 Какие бывают формы правления?

3.                 Чем монархия отличается от республики?

4.                 Какие бывают республики?

5.                 Что такое политический режим?

6.                 Что есть положительного и отрицательного в каждом из политических режимов?

 
 
 

к оглавлению

 
  вернуться  
Сайт управляется системой uCoz