В бурно меняющихся условиях современной действительности у
школьных педагогов и родителей в последние годы заметно возрос интерес к
научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности. Не
случайно: педагоги, проработавшие в школе много лет, единодушно
утверждают – воспитывать детей становится все труднее. Причин тому
много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в
мире и стране, усложняются науки о ребенке, меняется взгляд на
воспитание и развитие детей. Неизменным остается одно – желание
родителей воспитать в своем ребенке Человека. Вот почему возрастает
интерес к изучению ребенка.
Педагогикой и психологией накоплен уже значительный запас методик изучения
личности развивающегося человека. Многие из них можно включить в своеобразный
«пакет родительских методик», коль скоро мы говорим о «родительской педагогике»,
о явной тенденции педагогизации домашней среды, окружающей ребенка. В пакет
методик входит:
1. Анкетирование родителей
изучение социального состава родителей;
изучение уровня образования родительской общественности;
изучение социального заказа на образовательные услуги и дополнительное
образование;
удовлетворенность учебным заведением (приложение 1).
2. Методики изучения родителями личности ребенка
«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»;
«Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?» (приложение 2).
«Талантливый ребенок: какой он?».
«Воспитанный ребенок».
3. Сценарии родительских собраний
«Одиннадцатиклассники. Выбор дальнейшего пути» (приложение 3).
«Девятиклассники» (приложение 4).
«Поступаем в ВУЗ». Детско-родительская профориентационная игра.
«Выбор профиля». Детско-родительская профориентационная игра (приложение
5).
Особенности учебников, по которым учатся дети.
Роль отца и матери в семье.
Профессиональная направленность и профессиональные интересы.
Роль традиций семьи и мнение родителей в выборе будущей профессии.
Профориентация в жизни школьника.
Творчество в жизни ребенка.
4. Разработки родительских всеобучей
лекция «Как уберечь детей от вредных привычек»;
лекция «Если ваш ребенок часто болеет»;
конференция «Одаренный ребенок в семье»;
беседа «Отцы глазами детей» (приложение 6);
конференция «Свободное время и развлечения учащихся»;
беседа «Эмоции и чувства в разговоре с ребенком»;
лекция «Агрессия. Ее причины и последствия»;
вечер вопросов и ответов «Воспитание в семье»»
беседа «Поощрение и наказание в семье».
5. Групповые и индивидуальные занятия с родителями
родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»;
тренинг «Слушать ребенка. Как?» (приложение 7).;
встреча в «Семейной гостиной». Консультирование семьи проблемного
ребенка;
практикум для родителей «Поглаживания отрицательные и положительные»;
форум «Нравственные уроки моей семьи»;
беседа «Баланс без арбитра» по проблеме взаимоотношений детей в семье;
6. Рекомендации и советы для родителей
«Время кризиса»;
«Ваш ребенок пришел в 1 класс»;
«Переход из начальной школы в среднюю» (приложение 8);
«Пора экзаменов»;
«Подготовка к ЕГЭ»;
«Как вести себя родителям во время экзаменов»;
«Как помочь ребенку сдать экзамены» (приложение 9);
Письмо обращение к родителям от имени детей (приложение 10).
7. Наглядные материалы
ежемесячный выход газеты «Родительские университеты»;
информационные бюллетени по проблемам воспитания и образования;
выставка новинок педагогической литературы.
8. Работа клуба выходного дня
Дни здоровья в лицее.
Совместные праздники.
Походы экскурсии.
|