лицей города Рассказова 
ГЛАВНАЯ РАССКАЗОВО ЛИЦЕЙ СЕГОДНЯ ФОТОАЛЬБОМ РОДИТЕЛЯМ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
            ВЕРНУТЬСЯ

     скачать

 

Аналитическая справка

МОУ «Лицей г. Рассказова Тамбовской области»

по исполнению программы развития ОУ – победителя конкурса ПНПО.

 

Главной идеей программы развития лицея является создание новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности учащихся. Эта практика должна работать на создание адаптивного к условиям данного города современного конкурентоспособного учебного заведения, способного давать качественное углубленное профильное и стандартное государственное образование. При этом созданная модель должна быть очень гибкой, быстро реагирующей к изменению числа классов, профилей, уровней обучения на новые образовательные потребности.

Программа развития лицея призвана в целом всей системой мер способствовать:

·  достижению учащимися высокого уровня знаний, умений и навыков, а также навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития и самореализации, т.е. формированию личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах;

·  созданию условий для развития образовательной системы лицея в целях обеспечения оптимальных условий самореализации всех участников образовательного процесса.

Основной идеей образовательной концепции лицея является то, что главным фактором развития образовательной системы, качества образования является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание общеобразовательной среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей лицея.

 

Задачи программы:

а)     предоставление каждому ученику и учителю сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса;

б)     вовлечение родителей в совместную с лицеем деятельность;

в)     развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.

Для решения основных задач программы развития лицея и достижения поставленных целей разработаны этапы перехода от прежнего состояния к новому. И одним из этапов перехода явилось ресурсное обеспечение программы, которое позволит наиболее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Реализуя эти задачи, приобретены технические средства обучения, наглядные пособия, оборудование и компьютерная техника на сумму 49477991 рублей.

Привлечение максимального количества обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, развития спортивного интереса обеспечит задачи формирования физически здоровой личности. С этой целью приобретено спортивное оборудование на общую сумму 58900 рублей: лыжи, палки, крепления, лыжные ботинки, спортивная форма для участников соревнований, шиповки, мячи, маты, кольца гимнастические, конь гимнастический, мостики, обручи. Все это сделает привлекательной спортивно – массовую работу.

Не меньшее значение имеет задача формирования творчески работающего коллектива педагогов, такого, где каждый учитель внедряет передовой опыт, развивает профессиональные компетенции, занимается самосовершенствованием и самообразованием в системе курсовой подготовки. На эти цели из средств финансовой поддержки потрачено 36400 рублей. Пять педагогических работников лицея проходят обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки при ТОИПКРО, двое из них - с выездом в город Москву в Академию повышения квалификации.

В лицее оборудован выход в глобальную сеть Интернет, создана локальная сеть, необходимая для совершенствования системы управления лицеем и создания единой информационной среды. На эти цели израсходована сумма 1034789 рублей из средств финансовой поддержки учреждения.

Для совершенствования воспитательной работы лицея приобретены инвентарь, костюмы, оборудование, необходимые для кружковой работы и дополнительного образования на общую сумму 1572220.

Значительная сумма израсходована на укрепление учебно-материальной базы. Приобретена ученическая мебель: столы, стулья, классные доски, шкафы для наглядных пособий, компьютерные столы, мольберты для фломастера, на сумму 383850 рублей.

 

Модель профильного обучения в лицее

 

3 ступень – лицейские профильные 10-11 классы

Естественно-научный

Химико-биологического направления

Социально-экономический

Информационно-технологический

Медицинская группа

 

на договорной основе с Рязанским ГМУ.

 

Программы углубленного изучения химии и биологии

 

(разработаны РГМУ)

 

Элективные курсы.

 

Химико-биологическая группа

 

Базовые предметы.

 

Профильные предметы химия, биология, физика.

 

Элективные курсы «Окислительно-восстановительные реакции» и др.

Юридическая группа

 

Базовые предметы.

Профильные предметы обществознание, история, основы права.

 

Поддерживающие элективные курсы «Основы философии», «Конституционное право», «Основы государства и права»

Экономическая группа

 

Базовые предметы.

Профильные предметы «Экономическая теория», «Основы права», математика по программам

 

Специальности «бухгалтерский учет»

 

Тамбовского бизнес-колледжа

 

Элективные курсы «Основы социологии и политологии» и др.

Информатика

 

Базовые предметы.

 

Профильные предметы информационные технологии, математика, физика.

 

Поддерживающие профиль предметы по программам специальности АСОИУ Тамбовского бизнес-колледжа. Элективные курсы «Проектная и исследовательская деятельность», «Дискретная математика» и др.

 

2-я ступень – лицейские 5-9 классы.

 

8-9 классы

 

Предпрофильная подготовка

Базовые предметы. Расширенные программы по предметам. Спецкурсы, ориентированные на подготовку к обучению на одном из профилей «Дизайн», «Логика», «Как выбрать профессию», «Валеологическое просвещение», «Введение в гистологию», «Жизнь до рождения», «Информационные технологии», «Химические вещества и их влияние на жизнь человека», «Мой выбор» и др.

 

5-7 классы

 

Базовые предметы, спецкурсы, ориентированные на развитие интересов и способностей учащихся: «Декоративно-прикладное искусство», «Художественная обработка материалов», «Из истории Великобритании», «Лексико-грамматические основы английского языка», «Валеологическое просвещение».

 

1-я ступень – пролицейские 1-4 классы.

 

«Начальная школа XXІ века», «Начальная школа - 2100», «Система Занкова»

 

Курсы по выбору учащихся «Мировая музыкальная культура», «Рисуем вместе», «Театр и дети», «Хореография», «Наглядная геометрия», «Риторика». Внеклассная проектная деятельность в группе продленного дня в рамках метапрограмм.

 

 

Для выполнения запланированных мероприятий программы проведена следующая работа:

1.     сформированы необходимые механизмы для развития образовательной системы лицея в целях обеспечения оптимальных условий самореализации всех участников образовательного процесса:

-     разработана нормативно – правовая база для осуществления нововведений,

положения:

о профильных классах;

о центре сетевого взаимодействия;

об использовании дистанционной образовательной технологии;

о сетевом преподавателе;

о сетевом координаторе;

примерные договоры о совместной образовательной деятельности в сети;

на образование на старшей ступени в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в сети.

-     Разработан план экспериментальной работы «Лицей – сельской школе» в рамках сетевого взаимодействия с близлежащими сельскими школами.

-     Создан межмуниципальный координационный совет по управлению сетевым взаимодействием с сельскими школами.

-     Разработан план мероприятий в рамках сетевого взаимодействия.

-     Создан центр «Лицей – сельской школе».

-     Сформированы группы из сельских учащихся по изучению элективных курсов в 2006-2007 учебном году:

«Проектная и исследовательская деятельность» (10-11 классы);

«Латынь для начинающих» (9, 11 классы);

«Основы программирования» (9 классы).

2.     Проведена работа по ресурсному обеспечению программы:

-         научно-методическое сопровождение (созданы рабочие программы),

-         финансовое и кадровое обеспечение (осуществлено комплектование групп педагогическими кадрами, выделены часы в рамках дополнительного образования для работы в группах),

-         материально-техническая (разработана и прошла экспертизу проектно-сметная документация на пристройку к зданию лицея).

3.     Создана обновленная лицейская структура.

Проводится апробация:

-         предпрофильной подготовки на II ступени обучения (9 классы);

-         профильного обучения на III ступени обучения (10-11 классы).

Создан центр социального психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения «Формула профессии».

Внедряется подпрограмма «Лицей – сельской школе».

Разработана модель управления качеством образования в лицее. Проведен мониторинг промежуточных результатов эксперимента, который показал удовлетворенность участников образовательными услугами, предоставляемыми лицеем, используя дистанционные образовательные технологии.

Реализуется план проведения сессионных занятий и индивидуальных консультаций для сельских школьников. Результаты тестирования по итогам I полугодия показывают, что данная технология обучения сельских школьников внедряется успешно.

Существующая матрично-проектная структура управления качеством образования (приложение №1) позволила достичь в лицее определенных положительных результатов в образовании, воспитании, развитии учащихся, ресурсном обеспечении всех процессов жизнедеятельности лицея. Решена задача внедрения новых образовательных технологий, созданы условия для включения педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную работу. Процесс развития профессиональных компетентностей и компетенций организован через лицейскую методическую структуру, курсы повышения и переподготовки и семинары-практикумы. Организация учебно-воспитательного процесса  в лицее предусматривает:

-         расширение и углубление знаний учащихся в избранной или образовательной области;

-         расширение предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-         создание условий для проявления и развития способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения.

 Для дальнейшего успешного функционирования и развития данная модель модифицирована включением в нее центра «Формула профессии» со своей структурой:

1.     Отдел по социально-педагогической поддержке профильной подготовки;

2.     Отдел по социально-педагогическому сопровождению профильного обучения;

3.     Отдел по психолого-педагогической поддержке продвинутых и одаренных детей;

4.     Отдел по мониторингу.

Назначение центра:

-         организация всестороннего изучения индивидуальных личностных особенностей школьников, их интересов и склонностей;

-         интеграция диагностики, консультирование тренингов, базового и дополнительного образования;

-         развитие ключевых, социальных компетенций;

-         формирование способности к сознательному, ответственному выбору, к проектированию собственного жизненного пути;

-         решение проблем личностного и профессионального самоопределения, оказание помощи учащимся, родителям, педагогам в решении проблем обучения и воспитания.

Формы работы: диагностика, консультирование, тренинги, экскурсии, работа с целевыми группами, введение элективных курсов «Как выбрать профессию» и др.

В результате работы службы снимаются конфликтогенные проблемы, решаются проблемы личностного самоопределения, растет осознанность выбора профиля обучения и будущей профессии.

 

Механизмом реализации программы развития лицея выступают разработанные подпрограммы

«Формула профессии»,

«Одаренные дети»,

«Центр сетевого взаимодействия «Лицей – сельской школе»,

«Программа работы с различными общественными группами «Диалог»,

Все подпрограммы тесно взаимосвязанные между собой, основываются на принципах гуманистической ориентации, социальной адекватности, профильности и индивидуализации образования и воспитания, создания воспитывающей среды.

Данная модель является системообразующей при реализации подпрограмм, так как направлена на более активное использование новых педагогических технологий, на принятие учащимися здорового образа жизни как высшей ценности социальной среды, на создание организационно-педагогических условий включения школьников в социально-значимую деятельность, на расширение возможностей компетентностного выбора учащимися стратегии собственного развития в системе социальных отношений.

В ходе эксперимента в рамках областной экспериментальной площадки по внедрению проекта «Лицей – сельской школе» апробируется модель сетевого взаимодействия с близлежащими сельскими школами (приложение №2).

 

В эксперименте участвуют Лицей как центр сетевого взаимодействия и три сельские школы Рассказовского района: Хитровская СОШ, Зеленовская СОШ и Саюкинская СОШ. В лицее создана группа учителей – экспериментаторов, в которую вошли:

Белинская М.А., учитель химии;

Ерова О.В., учитель биологии;

Капранов В.Н., учитель физики;

Сапрыкина И.В., учитель иностранного языка;

Желтова Н.Н., учитель информатики;

Потапова З.В., учитель истории и обществознания;

Шестаков А.А., учитель информатики;

Саватеева Ю.В., психолог.

Ими разработаны элективные курсы в электронном варианте для системы предпрофильного и профильного обучения  в 9-11 классах с использованием дистанционной образовательной технологии: «Химия элементов», «Анатомия с основами физиологии человека», «История физики», «Латынь для начинающих», «Проектная и исследовательская деятельность», «Основы государства и права», «Основы программирования».

Лицей, являясь пилотной школой российско – британского проекта «Управление качеством образования на основе взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы», осуществляет социальное партнерство с общественным институтом развития школы г. Санкт – Петербурга при поддержке Британского совета.

В рамках этого проекта проводится создание и апробация системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности, разработка и внедрение собственных ситуационных заданий, метапредметных, ориентационных и надпредметных программ, позволяющих расширить круг и средства решения личностно – значимых для учащихся проблем. Апробированы предложенные ОИРШ г. С.-Петербурга сборники ситуационных заданий, создан собственный сборник ситуационных заданий.

Изменению качества школьного образования на основе многоаспектной оценки результатов и условий образовательной деятельности предшествовала работа педколлектива по внедрению концепции развития «Школа социального успеха», в рамках которой разработана и апробирована здоровьесберегающая «Технология успешного обучения», используемая наряду с развивающей технологией, адаптивной технологией, уровневой технологией и технологией проектной деятельности.

Участие в данном эксперименте позволило развить профессиональные личностные  качества педагогов, решить задачу совершенствования педагогических компетенций, развития профессионально-ценностных ориентаций, убеждений и творческого потенциала.

Среди приоритетных задач модернизации образования следует особо отметить задачу развития образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики, повышения роли всех участников образовательного процесса учащихся, родителей, педагогов, общественности. Только за счет поддержки общественности могут осуществляться планы по развитию и модернизации образования. Для этого в лицее создан механизм согласования целей и интересов всех участников образовательного процесса. Родители участвуют в управлении работой лицея через родительские комитеты, попечительский совет. Для того, чтобы сделать открытую социально-педагогическую систему в лицее, чтобы расчитывать на ресурс доверия со стороны ближайших партнеров, разработана подпрограмма «Диалог». Цели и задачи программы:

-     определение новых подходов к организации форм взаимодействия лицея и различных общественных групп;

-     проектирование взаимодействия семьи и школы для

Ø       установления эмоционально-положительных взаимоотношений учителей, учащихся и родителей, выработки этико-психологических правил этого взаимодействия и разрешения существующих противоречий;

Ø       правильного определения и понимания цели и задач профильного обучения родителями;

Ø       участия родительской общественности в подготовке и публикации открытого информационного доклада лицея;

Лицей выпустил два открытых информационных доклада в 2005 и в 2006 году, с которыми ознакомлены ближайшие и внешние партнеры, он размещен на сайте лицея (http://pzfn.narod.ru).

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, развивающиеся рыночные отношения вызывают повышенный интерес к поиску не просто грамотных, но и творческих работников, которые смогут проявить гибкость мышления, оригинальность решений при выполнении заданий.

Воспитание и обучение продвинутых и одаренных детей мы рассматриваем как единый процесс формирования будущего интеллектуального потенциала страны. Разработанная в лицее подпрограмма «Одаренные дети» решает в этом плане задачи

-     дальнейшей дифференциации профильного обучения;

-     привлечения специалистов, призванных работать с одаренными детьми;

-     научно-методического и ресурсного обеспечения работы с одаренными детьми;

-     создания научных обществ учащихся;

-     разработки программы клубов «Интеллект», «Исток»;

-     сотрудничество с высшими и средними профессиональными учебными заведениями.

В настоящее время лицей осуществляет социальное партнерство с Рязанским медуниверситетом и Тамбовским бизнесколледжем.

Преподаватели этих учебных заведений на основе договоров принимают участие в подготовке школьников старшей ступени, избравших профили (медицинский, экономический, информационно-технологический), к поступлению после окончания лицея в соответствующие учебные заведения. Расширение социального внешнего партнерства для участников образовательного процесса лицея является эффективным инструментом управления качеством образования, дальнейшего процесса  профилизации. С этой целью лицеем заключен договор с ТГТУ о совместной работе по подготовке учащихся по профилям: технологический, информационно-технологический.

Управление образовательным процессом в лицее носит прогностический, оперативно-предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность его организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, осуществляет информационную и кадровую поддержку. Укрепляющая система реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, оптимистичности, перспективности, оптимальности, объективности.

С этой целью проводятся плановые административные совещания, собрания, педагогические советы, консилиумы, конференции, семинары, на которых идет обмен информацией, совместный отбор форм и методов работы, что способствует установлению единства и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса лицея.

Современная система образования требует применения новых форм и методов работы, основанных на использовании дистанционных форм обучения и консультаций со специалистами в реальном времени, в основном с использованием высокоскоростных каналов доступа к информации. На сегодняшний день одним из таких каналов является глобальная компьютерная сеть Интернет.

Возможность использования ее телекоммуникационных ресурсов для реализации стратегических задач образования с точки зрения дистанционного обучения одна из наиболее перспективных. Особенно актуальным это становится при реализации предпрофильной подготовки, профильного обучения и дополнительного образования школьников. Использование педагогических программных средств выполняет следующие функции:

расширение возможности предъявления учебной информации;

усиление мотивации учения;

вовлечение учащихся в образовательный процесс;

расширение комплекса применяемых учебных задач;

качественное изменение контроля деятельности учащихся;

развитие самостоятельного добывания информации, в том числе размещенной в Интернете;

формирование у учащихся рефлексии своей деятельности.

С это целью используются такие офисные программы, как Microsoft Word (теоретический материал), Microsoft Excel (тесты), Microsoft Power Point (тематические презентации). В ходе освоения представленного материала с использованием дистанционной образовательной технологии ученик может задавать вопросы и получать ответы в режиме on-line и off-line. Сеть Интернет позволяет принять участие в фестивалях, форумах, проводить мониторинги, исследования, передавать информацию и др. Участие команды лицея в межрегиональном молодежном фестивале в 2006 году было отмечено дипломом участника и II командным местом, а также приглашением на 4 межрегиональный молодежный фестиваль в г. Воронеж.

 

Учитывая уровень учебно-воспитательной работы, сложившиеся традиции, запросы и потребности всех участников образовательного процесса, состояние учебно-материальной базы, особенности контингента учащихся, реализуется проблемная тема «Развитие личности ученика и учителя, управление качеством образования в условиях профилизации».

Проведены тематические педсоветы:

-     Работа педагогического коллектива лицея в совете реализации концепции модернизации российского образования;

-     Формирование и развитие профессиональной компетентности и компетенций учителя как залог успешного обучения выпускника;

-     Технологизация учебно-воспитательного процесса;

-     Деятельность классных руководителей в свете регламентирующей нормативно-правовой базы;

-     Воспитывающий потенциал урока: что это такое,  как он реализуется?

Высокую оценку и результативность имели коллективные формы работы в городском масштабе на базе лицея:

-     Семинар-практикум «Современные подходы к системе оценивания достижений младших школьников в условиях модернизации начального образования».

-     Семинар «Проектно-исследовательская деятельность участников образовательного процесса как условие формирования жизненно важных компетенций личности».

В рамках реализации целевой программы «Проектная мастерская» прошли мастер-классы Еровой О.В., учителя биологии высшей категории; Кузнецовой Л.А., заместителя директора по УВР.

Проведена научно-практическая конференция  «Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы и профильного обучения в лицее».

Педагоги лицея приняли участие в работе городской конференции, организованной МУ Информационно-методический центр по теме: « Опытно – экспериментальная работа в лицее».

Ведется подготовка к семинару-практикуму для заместителей директоров по воспитательной работе, который будет проведен в конце апреля, начале мая текущего года.

Изданы брошюры (тираж 5 экземпляров):

1.     «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся».

2.     «Сетевое взаимодействие в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения».

3.     «Система воспитательной работы».

4.     «Серия уроков по литературному чтению «Стихи С.А. Есенина» (из опыта работы учителя начальных классов Духовой Л.Ю.).

5.     «Подходы к оцениванию результатов деятельности младших школьников в условиях модернизации начального образования».

Опубликована статья «Дистанционные технологии  предпрофильной подготовке, профильном обучении и дополнительном образовании сельских школьников. Тираж 175 экземпляров. (Н.Н. Желтова, В.Н. Капранов, Л.А. Кузнецова) в сборнике «Информатизация учебного процесса и управления образованием» (сетевые Интернет-технологии, материалы IV межрегиональной конференции, Воронеж, 2006 г.).

Направлен материал для публикации в журнал «Логопед» учителем-логопедом Желтовой Г.Н. по теме «Компьютерные версии логопедических игр».

 

                                                                                                                                                                Директор лицея                       Л.В. Голованова

       Приложение

                                                             

 

 
     
            ВЕРНУТЬСЯ
ГЛАВНАЯ РАССКАЗОВО ЛИЦЕЙ СЕГОДНЯ ФОТОАЛЬБОМ РОДИТЕЛЯМ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
Сайт управляется системой uCoz